• Одежда и украшения

    Мы продолжаем публикацию этнографических записей доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой. Сегодня речь пойдёт об одежде и украшениях, в которых отражается традиционное мировоззрение народа, этикет, религиозные пред­писания, эстетические вкусы, взаимосвязь с другими культурами, взаимодействие старого и нового, сложного взаимовлия­ния «народного духа» и тенденций мировой моды. 

    «В XVIII-XIX вв. повседневная одежда ингушей в основном изготавлива­лась на основе местной сырьевой базы (шерсть, кожа, лен)», — писал кавказовед Е.И. Крупнов, о чём говорят и многочисленные находки глиняных пряслиц.

    По его словам, «из шерстяной ткани шились различные (в том числе нарядные) одежды, скреплявшиеся бронзовыми булавками, фибулами и застежками, из шерсти шились женские головные уборы, вязались чулки, даже широкие пояса и пуговицы, и наконец, делались всякие хозяйственные сумы и сумки».

    Для праздничной одежды использовали привозные материалы (сафьян, шелк, парча, бархат и др.), которые были дороги и далеко не всем доступны. Л. Штедер отмечал, что к ингушам приходят купцы-армяне с различными товарами, однако «иностранные купцы их не посещают, по­тому что они бедны и у них нечего взять».

    По дан­ным Д.А. Милютина (1832 г.), местные жители также покупали в Кизляре грубые бумажные ткани.

    Одежду в основном шили женщины. Девочек, даже в состоятельных семь­ях, старались обучить шитью, вышиванию с раннего детства. Не случайно в конце XIX — начале XX в. именно швейные машинки считались одним из са­мых роскошных и желанных подарков для ингушской женщины, независимо от ее социального положения.

    Традиционный мужской костюм ингушей имел много общих черт с ко­стюмом других народов Северного Кавказа. Кавказовед. Л. Семенов писал: «Старинное мужское одеяние состоит из холщовой рубахи, холщовых штанов со вздержкой (иногда с кожаными штрипками), цветного шелкового халата, спускающегося ниже колен, с длинными рукава­ми (часто длиннее кистей рук), второго, более короткого, цветного, стеганого халата с укороченными рукавами, опоясанного белым холщовым кушаком или узким ремнем с медным или железным набором. На голову надевалась чаще всего цветная стеганая шапка (иногда с кисточкой), реже — меховая с цветным верхом. Обувь составляли сафьяновые чувяки (чаще красные, реже черные), иногда — башмаки или сапоги, подбитые железными скобками».

    В XIX — начале XX в. мужская верхняя одежда состояла из рубашки (коч), брюк (хачи), бешмета (г1овтал), черкески (чокхи), папахи (кхакхан ки), бурки (ферта), башлыка (палчакх).

    Д. Милютин (1830-е годы) отме­чал, что одежда мужчин состоит из черкески с газырями, широких шаровар, шапки, ноговиц и чувяков. Некоторые дополнительные сведения имеются в работе Н. Грабовского: «Одежда ингуша не представляет роскоши: мужчина обыкновенно носит ситцевую рубаху и бешмет, нанковые (хлопчатобумажные)  шта­ны, черкеску из грубого самодельного сукна, кожаные или суконные ного­вицы и чувяки и овчинную папаху».

    В словаре Ф. Брокгауза и Э. Эфрона отмечалось, что мужская одежда состоит из суконной черкески (черной, серой или коричневой) ситцевого бешмета, суконных шаровар, суживающихся к низу; чувяк (обувь) из сыромятной кожи, а в гор­ной местности преимущественно башмаков на толстой подошве, на голову надевали шапку из бараньей шкуры.

    Специфическую форму имел ингушский мужской головной убор — вы­сокая, несколько расширяющаяся кверху папаха, поверх нее в ненастную погоду накидывали башлык. У ингушей башлык имел впереди небольшой козырек, выкроенный под прямым углом.

    Важным элементом мужской одежды была бурка, которую носили зимой и летом. Она изготавливалась из овечьей шерсти, по форме напоминала усеченный конус и защищала от любой непогоды, служила и подстилкой, и одеялом одновременно.

    Письменные источники сохранили информацию и о некоторых особеннос­тях профессиональной одежды у ингушей. К примеру, одежда охотника (чарахь): «чувяки с сафьяновыми ногови­цами, поршни из сыромятной кожи, с плетеными ременными подошвами; в газыри насыпали порох, который затыкался круглою свинцовой пулею, обер­нутой в засаленную тряпочку; к поясу привешивали старый кинжал и кисет из бычьего пузыря, наполненный махоркою; за плечи — мохнатую кожа­ную котомку с провизией, состоявшей из овечьего сыра и шести кукурузных лепешек; за поясом — веревка со связкою стальных кошек и коротенькой трубкой».

    Одежда пастуха (беж1у): «рубашка, штаны и камзол из грубой шерсти домашнего производства, поверх камзола одета бурка из еще более грубой шерсти, крепившаяся спереди с по­мощью самодельной деревянной спицы. На голову надевалась шапка из овчины, а на ноги надевались сыромятные кожаные сапоги, набитые травою».

    «Косари косят или босиком, или же в чувяках с подошвами из ременного переплета…», речь здесь идет об обуви из сыромятной кожи с подошвой, сплетенной из ремней, которую носили пастухи и охотники, так как она не скользила на горных склонах.

    Продолжение следует