• Послание Главы Республики Ингушетия Народному собранию РИ на 2016 год

    12 19

    12 19

    ДОРОГИЕ СОГРАЖДАНЕ! УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ И ПРИГЛАШЕННЫЕ!

    В прошедшем году, несмотря на серьёзные социально-экономические вызовы, нам удалось выполнить основные задачи, стоявшие перед нами как в развитии экономики, промышленного и социального сектора, так и в стабилизации общественно-политической ситуации региона.

    Отдельные приоритеты социально-экономического развития, определенные мною в прошлогоднем послании, а именно: решение вопросов импортозамещения в сельском хозяйстве, промышленном комплексе, повышение эффективности бюджетных средств, недопущение необоснованного роста цен, оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан и другие — пришлось скорректировать с учетом изменившихся условий.

    Благодаря эффективной экономической и бюджетной политике, в кризисный период удалось минимизировать негативный эффект, сохранив при этом на достаточно хорошем уровне основные социально-экономические показатели, что, несомненно, является общим итогом нашей деятельности.

    Индикатором правильности выбранного нами курса стал тот факт, что республика последние несколько лет находится в лидерах по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Основные направления предстоящей в этом году работы должны быть определены с учетом новых вызовов и складывающейся обстановки.

    Одним из основных элементов социально-экономической стабильности в любом регионе является грамотная бюджетная и налоговая политика, которая должна строиться на основе рационального использования имеющихся ресурсов, повышения эффективности расходов республиканского бюджета и ориентироваться на безусловное исполнение мер социального характера.

    Как подчеркнул в своем недавнем Послании Федеральному собранию Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, «сбалансированность бюджета – это не самоцель, а важнейшее условие макроэкономической устойчивости и финансовой независимости страны».

    В 2016 году бюджетная и налоговая политика должны быть нацелены на:

    • увеличение поступлений налоговых и неналоговых платежей в консолидированный бюджет республики;
    • легализацию объектов налогообложения;
    • обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета в условиях ограниченности его доходных источников;
    • сдерживание роста расходов республиканского бюджета с учетом повышения их эффективности;
    • усиление государственного и внутреннего финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.

    Правительству республики необходимо учитывать эти задачи в ходе реализации ключевых задач социального и экономического развития республики.

    В последние годы в республике реализуется ряд значимых мероприятий, направленных на развитие железнодорожной отрасли, пассажирского обслуживания, воздушного транспорта и других направлений. Обновлен пассажирский автопарк на 106 автобусов, работающих на газомоторном топливе, что позволило покрыть маршрутную сеть не только в республике, но и за ее пределами путем открытия дополнительных маршрутов. Достигнуто соглашение с президентом ОАО «РЖД» «Об организации железнодорожного сообщения Москва – Назрань — Слепцовская», а также с весны этого года вводятся еще два дополнительных авиарейса.

    Одним из приоритетов в транспортной отрасли является обеспечение безопасности дорожного движения. В 2016 году необходимо принять все меры для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и обеспечением снижения ее показателей, необходимо продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их финансирования.

    На обеспечение комплексной безопасности транспортного сообщения влияет также состояние автомобильных дорог. В 2015 году нами уделено серьезное внимание этому вопросу: завершены работы по реконструкции участков основных автодорог республиканского и муниципального значения общей протяженностью 53 км, в том числе реконструкция 13 км ФАД «Кавказ» со строительством крупной автомобильной развязки в с. п. Нестеровское  и 4-х мостов, а также двух водопропускных сооружений длиной 75 п. м. В 2016 году в рамках госпрограммы Республики Ингушетия «Развитие автомобильных дорог» планируется реконструкция и капитальный ремонт более 700 км автодорог регионального и межмуниципального значения.

    Правительству и главам муниципальных образований необходимо принять активное участие в контроле данных работ.

    12 20

    Одним из приоритетных направлений развития информационного общества в республике является внедрение информационных технологий и создание электронного правительства. Охват сетью МФЦ в республике составляет свыше 90%. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде позволяет сократить сроки их оказания, уменьшить финансовые издержки граждан и юридических лиц, а также, что особенно важно, снизить коррупционные риски.

    Правительству республики в 2016 году необходимо взять на особый контроль работу по увеличению процента оказания услуг в электронном виде, в целях достижения показателя, предусмотренного майским указом Президента России, к 2018 году – не менее 70% , а также обеспечить контроль за качеством оказываемых услуг и создать условия, позволяющие людям оперативно доводить свои проблемы до исполнителей прямо с МФЦ.

    Кроме того, необходимо на республиканском уровне закрепить требования Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р. Напомню, что данным распоряжением рекомендовано органам исполнительной власти Российской Федерации при формировании и осуществлении региональных программ в сфере информационной безопасности детей  учитывать положения указанной Концепции.

    Агропромышленный комплекс является важной отраслью экономики, роль его существенно возрастает в связи с необходимостью импортозамещения отдельных видов продовольствия.

    В 2015 году усилия Правительства Республики Ингушетия были направлены на решение следующих задач:

    • внедрение современных технологий в целях увеличения производства зерна озимых и кукурузы;
    • увеличение производства картофеля и создание условий для его хранения и оптовой торговли, развитие семеноводства картофеля путем принятия программы развития картофелеводства республики;
    • разработка программ по развитию овощеводства, садоводства и рыболовства в республике;
    • развитие террасного земледелия путем использования земель, расположенных на холмах и склонах республики;
    • проведение работы для запуска на полную мощность молочно-мясного комплекса в с. п. Сагопши, комбината детского питания в с. п. Али-Юрт и т. д.;
    • оказание государственной поддержки реализации инвестиционного проекта ООО «Сад-гигант Ингушетия» по закладке садов интенсивного типа.

    Президентом страны поставлена задача национального уровня – к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием и оказать поддержку прежде всего тем хозяйствам, которые демонстрируют высокую эффективность.

    В этой связи в 2016 году надо продолжить работу по развитию садоводства. Вы знаете, что  «Сад-гигант Ингушетия» реализует крупный инвестиционный проект в с. п. Нестеровское по закладке садов интенсивного типа. На конец 2015 года уже заложены сады на площади 243 га, к концу 2016 года площадь закладки садов будет доведена до 333 га, а до 2020 года – до 1030 га, что позволит не только полностью покрыть потребность нашего региона, но и реализовывать продукцию в других регионах. В этот сложный период нам удалось добиться определенных успехов в политике импортозамещения в сфере АПК. Это производство картофеля, хлебобулочных изделий, мясной и молочной продукции, развитие тепличных хозяйств и возрождение рыбных прудов. Также в рамках развития пищевой отрасли в республике начали работу крупные инвестиционные проекты, такие как  молочно-мясной комплекс в с. п Сагопши, комбинат детского питания в с. п. Али-Юрт и т. д.

    Нашей задачей является максимальная государственная поддержка этих проектов в рамках программ, реализуемых по линии региона и федерального центра.

    Правительству республики необходимо оказывать содействие и продолжить активную работу по реализации начатых и планируемых крупных инвестиционных проектов, которые могут существенно изменить агропромышленный комплекс республики и повысить его эффективность.

    В текущем году должна быть продолжена работа по эффективному управлению земельными ресурсами республики, включая оформление прав на земли сельскохозяйственного назначения.

    Одной из стратегических задач на ближайшую перспективу является создание условий по охране наиболее ценных сельскохозяйственных угодий республики.  В 2015 году сформирован и утвержден перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается, в него включены 397 земельных участков общей площадью 33 тыс. га, в том числе 24 тыс. га пахотных земель.

    В целях эффективного использования сельскохозяйственных угодий республики в 2016 году Правительству республики необходимо организовать проведение мероприятий по контролю и надзору за использованием земель сельскохозяйственного назначения.

    Земли, используемые неэффективно, в соответствии с действующим законодательством должны быть изъяты у недобросовестных землепользователей, что обозначено также в Послании Президента России.

    Экономическое благосостояние нашей республики характеризуют также природные ресурсы. Необходимо уделить внимание развитию лесного хозяйства, продолжить работу по увеличению площади лесов путем проведения работ по лесоразведению, повышению их продуктивности за счет своевременного воспроизводства лесов, улучшения породного состава и усиления охраны лесов.

    Стратегическими приоритетами в работе Комитета по лесному хозяйству на 2016 год  должны стать качественное выполнение в полном объеме всех лесохозяйственных мероприятий и дальнейшее развитие действующего базисного лесного питомника в целях выращивания посадочного материала для нужд лесного хозяйства и озеленения населенных пунктов.

    Комитету Республики Ингушетия по экологии и природным ресурсам необходимо усилить работу по организации системы контроля за объемами добываемых общераспространенных полезных ископаемых и полнотой уплаты налога за добычу полезных ископаемых на территории республики, а Правительству — обеспечить постоянный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр местного значения.

    Одной из главных задач является оптимизация всех карьеров республики, учет и контроль их деятельности. Особое внимание надо уделять сфере обращения с отходами. Среди положительных тенденций необходимо отметить ликвидацию почти всех выявленных несанкционированных мусорных свалок. Однако ситуация осложняется тем, что в республике отсутствуют современные полигоны твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающие комплексы, в связи с чем ведется работа по привлечению инвестора для реализации проекта по строительству полигонов бытовых отходов и мусоросортировочного комплекса. Заключено соглашение с общероссийским общественным экологическим движением «Зеленая Россия».

    Кроме того, в республике зарегистрировано предприятие  «Ингушский региональный оператор «Экорегион», которое непосредственно будет осуществлять инвестиционный проект по реализации политики в сфере обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.

    12 21

    В целях стабилизации ситуации в сфере экологии Правительству Республики Ингушетия поручаю усилить работу по реализации инвестиционного проекта по строительству полигонов в рамках соглашения с инвестором для решения вопроса с оборотом твердых коммунальных отходов (ТКО);  одновременно проводить мероприятия по недопущению скопления несанкционированных свалок на территориях муниципальных образований,  в целях улучшения экологической ситуации в целом по республике.

    Общеизвестно, что строительный комплекс занимает одну из ведущих позиций в экономическом потенциале Республики Ингушетия. Общий объем инвестиций в строительство из федерального и республиканского бюджетов в 2015 году превысил 10 млрд рублей.

    Наиболее значимой для республики, как и в предыдущие годы, является ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы». С момента начала реализации данной программы по настоящее время профинансированы работы на 19,9 млрд рублей, построено, реконструировано и введено в эксплуатацию 56 объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, агропромышленного комплекса, энергетики и производственного назначения.

    В настоящее время проводится работа по разработке подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2016-2025 годы» в рамках госпрограммы Российской Федерации «Развитие СКФО» на период до 2025 года, общий объем предполагаемых инвестиций из федерального бюджета  по которой составит более 29 млрд рублей.

    Данные средства,  в основной своей массе, планируется направить на развитие реального сектора экономики, т. е. промышленного и агропромышленного комплексов, что обусловлено необходимостью строительства и ввода в эксплуатацию объектов, увеличивающих собственные доходы регионального бюджета и, что особенно важно для нас, создание новых рабочих мест.

    В целях развития социальной сферы ведется работа по пролонгации ФЦП «Социальное развитие Республики Ингушетия на 2017-2022 годы». Правительству Ингушетии в 2016 году необходимо завершить работу по формированию данного проекта программы и утверждению на федеральном уровне.

    Кроме того, как и в 2015 году, необходимо продолжить строительство во всех сферах жизнедеятельности населения, обеспечивая достаточное финансирование первоочередных объектов и своевременный ввод объектов в эксплуатацию.

    В рамках улучшения инвестиционного климата Республики Ингушетия, согласно задачам, поставленным мною в предыдущем послании, подготовлен план мероприятий («комплексная дорожная карта») по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Республике Ингушетия; оказана государственная поддержка предпринимателям, реализующим проекты по созданию импортозамещающих производств; проведена работа по реализации всех 15 разделов Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в республике; подписано соглашение о сотрудничестве с Центром развития государственно-частного партнерства.  Также в 2015 году реализован ряд крупных инвестиционных проектов.

    Ингушетия приняла участие в прошедшем 14-м Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015» и Международной специализированной выставке «Импортозамещение». В рамках форума подписано 13 соглашений с инвесторами на общую сумму более 10 млрд рублей, касающихся развития строительной отрасли, инфраструктуры, сельского хозяйства, промышленности и медицины.

    По расчётным данным, объем внебюджетных инвестиций за январь — сентябрь 2015 г. составил порядка 5 млрд рублей (за аналогичный период 2014 года — 4,7 млрд рублей).

    В 2016 году Правительству Республики Ингушетия и профильным министерствам, ведомствам и муниципальным образованиям необходимо оказывать в рамках своих полномочий содействие инвесторам по реализации инвестиционных проектов на территории Республики Ингушетия; расширить географию участия республики в различных форумах федерального и международного уровня; создать комиссию  по улучшению бизнес-климата в республике в целях улучшения показателей национального рейтинга, направленного на формирование комплексной и объективной оценки усилий органов власти.

    Развитие малого и среднего бизнеса – один из важнейших приоритетов нашей экономической политики.

    В республике действуют такие формы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, как целевые субсидии, поручительства по банковским кредитам и другие формы.

    В 2015 году нам не удалось кардинально пересмотреть приоритетные виды поддержки. Если раньше львиная доля финансирования направлялась на поддержку начинающих предпринимателей (гранты на организацию своего дела), то и в 2015 году государственная поддержка предоставлялась на развитие не совсем конкретных направлений бизнеса. Необходимо всем  органам госвласти взять на контроль этот вопрос.

     Прошу Министерство экономического развития Республики Ингушетия наладить активную работу с недавно созданной Федеральной корпорацией развития малого и среднего бизнеса и активно использовать все возможности, призванные улучшить предпринимательский климат в республике.

    Последние годы на территории республики проводился экономический форум «Деловая Ингушетия» с многопрофильной выставкой. Форум стал ежегодным. В выставке принимают участие ведущие предприниматели из Ингушетии, республик СКФО и других регионов России. Данные меры способствуют продвижению производителей республики на новые рынки. Однако в 2015 году форум не проведен ввиду отсутствия контроля Правительства РИ и самоотстранения Министерства экономического развития РИ.

    Учитывая важность указанного мероприятия, поручаю в текущем году организовать форум на высоком уровне, расширив географию гостей и участников мероприятия.

    УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

    Происходящие в экономике изменения требуют от нас проведения адекватной социальной политики.

    В число важнейших условий жизнедеятельности людей входят: возможность получения образования, охрана здоровья, удовлетворение других духовных и социальных потребностей.

    Демографическая ситуация в республике характеризуется высокой рождаемостью, низкой общей смертностью и относительно высокой продолжительностью жизни. Так, по итогам прошедшего года республика находится на 2-м месте по СКФО и на 3-м месте по РФ по рождаемости с показателем 18,7 чел.  на 1000 человек населения (РФ – 13,3, СКФО – 16,6), смертность составила 3,0 на 1000 человек (РФ – 13,1, СКФО – 7,9). Естественный прирост населения составил 15,4 на 1000 человек населения  (РФ – 0,2, СКФО – 8,7).

    Средняя продолжительность жизни за 2014 год составила 79,4 года, что на 12,3% выше среднероссийского показателя.

    Здравоохранение Республики Ингушетия представлено 36 медицинскими организациями. Обслуживаемое население составляет 463,9 тыс. чел. Всего в Республике Ингушетия на сегодняшний день функционирует 2314 коек при потребности 3353. С 2009 года построены и введены в эксплуатацию 14 объектов здравоохранения, благодаря чему коечный фонд увеличился на 11% (в 2009 г. – 2057 коек).

    Однако дефицит коечного фонда сохраняется и составляет около 30%. И сегодня строится перинатальный центр на 130 коек, детская больница на 200 коек, уже построены и скоро будут введены в эксплуатацию  эндокринологический и противотуберкулезный диспансеры, четыре фельдшерско-акушерских пункта и одна амбулатория.

    Серьезное внимание в прошедшем году уделялось реализации мероприятий по снижению младенческой смертности, что позволило обеспечить снижение данного показателя на 28%. Начал функционировать Центр медико-генетического консультирования, который позволяет на ранней стадии выявлять наследственные заболевания и пороки развития у плода.

    Осуществлялись меры по обеспечению доступности медицинской помощи сельскому населению, которое составляет 59% от всего населения, сохранены все фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории.

    Улучшена доступность экстренной медицинской помощи, что позволило сократить на 98%  случаев время прибытия карет скорой помощи до 20 минут.

    В текущем году на базе Ингушской республиканской клинической больницы стало возможным оказание высокотехнологичной медицинской помощи по нейрохирургии, травматологии и ортопедии, торакальной и сердечно-сосудистой хирургии.

    В 2015 году обеспечена годовая потребность лекарственных препаратов для лечения граждан, страдающих орфанными заболеваниями.

    В 2016 году Министерству здравоохранения Республики Ингушетия необходимо продолжить работу по следующим направлениям:

    укрепление материально-технической базы здравоохранения, в частности, строительство психоневрологического диспансера со стационаром на 150 коек и 25 коек дневного стационара, с лечебно-трудовыми мастерскими на 50 мест и 100 посещениями в смену;

    ежегодное финансовое обеспечение граждан, страдающих редкими орфанными заболеваниями, а также обеспечение лекарствами льготных категорий граждан, в том числе детей первых 3-х лет жизни и детей до 6 лет из многодетных семей, за счет сокращения неэффективных расходов по другим направлениям;

    ввод строй перинатального центра и детской больницы, а также двух амбулаторий.

    Особое внимание уделялось работе по обеспечению установленных законодательством социальных выплат, пособий и компенсаций различным категориям граждан, среди которых следует выделить людей с ограниченными физическими возможностями, поскольку о здоровье общества можно судить по его отношению к инвалидам.

    Как подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию Владимир Владимирович Путин, «надо учитывать индивидуальные потребности людей с ограниченными физическими возможностями, особое внимание уделить вопросам их профессиональной подготовки и трудоустройства».

    В 2015 году заключено 30 договоров и трудоустроено 189 инвалидов на дополнительно оборудованные для них рабочие места. Этого мало, да и само трудоустройство иногда несет формальный характер. Необходимо продолжить работу по стимулированию предприятий и организаций на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, резервированию рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, а также по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов, будет более практичным, если помочь обществу инвалидов создавать самим рабочие места через фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.

    В прошлом году было дано поручение Министерству труда Ингушетии провести соответствующую работу в Минэкономразвития России и Минтруда России по выделению финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на условиях минимального софинансирования субъекта. Однако эта работа ведется слабо. Поручаю Правительству РИ взять на особый контроль исполнение указанного поручения.

    Одним из ключевых направлений, требующих постоянного внимания, является образование. В системе образования Республики Ингушетия наблюдается ряд позитивных изменений: строятся школы, совершенствуется материально-техническое состояние образовательных организаций, внедряются инновационные технологии и новые методы обучения. Отрадно то, что буквально за последние пару лет мы большинство школ с трех смен перевели на две. Вместе с тем остается и ряд нерешенных проблем, в первую очередь, переход с трех- и двухсменного обучения в школах на односменное и ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях, на что акцентирует наше внимание и Президент Российской Федерации.

    В Республике Ингушетия проживает 76,9 тыс. детей в возрасте от 0 до 7 лет, из них численность детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольные образовательные организации, составляет 19,1 тыс. человек. Всего дошкольным образованием в дошкольных организациях полного дня охвачено около 9 тыс. детей.

    За годы модернизации региональной системы дошкольного образования с 2012 по 2015 гг. в республике введены в эксплуатацию 32 современных учреждения дошкольного образования, в том числе:

    — за счет приобретения и строительства с привлечением средств из федерального бюджета  – 7 детских садов на 1352 места;

    — за счет строительства и реконструкции в рамках республиканских целевых программ с привлечением средств республиканского бюджета – 8 детских садов на 1125 мест;

    — за счет финансовой поддержки НК «Роснефть» и Фонда «Память» — 2 детских сада на 380 мест;

    — за счет создания 10 детских садов на базе общеобразовательных учреждений республики на 978 мест, в том числе 2-х на 170 мест за счет федерального бюджета;

    — за счет открытия 5 негосударственных учреждений на 630 мест.

    Одним из ключевых направлений деятельности в сфере образования является также проведение ЕГЭ. В 2015 году, как и планировалось, нам удалось обеспечить максимально возможные условия для обеспечения прозрачности и соблюдения всех требований порядка проведения ЕГЭ.

    В рамках подготовки к ГИА особое внимание Министерству образования и науки Республики Ингушетия необходимо уделять информационному сопровождению проведения экзаменов, обеспечению возможности родительской общественности наблюдать за ходом подготовки и проведения ГИА, организовывать еженедельные показы передач «Час ЕГЭ» на телевидении, где лучшие учителя проводят мастер-классы по подготовке к экзаменам.

    В целях стимулирования интереса молодежи к инженерным и рабочим профессиям, создания возможности получения качественного среднего профессионального образования, необходимо продолжить взаимодействие общеобразовательных организаций с организациями среднего профобразования и с предприятиями. Из 8 организаций среднего профессионального образования, функционирующих на территории республики, лишь 2 расположены в типовых зданиях, в связи с чем Минобразования Ингушетии совместно с Минстроем Ингушетии необходимо проработать вопрос строительства типовых зданий для колледжей республики, развивать материально–техническую базу учреждений. Правительству республики поручаю взять на особый контроль завершение строительства нового корпуса для Северо-Кавказского топливно-энергетического колледжа в Малгобекском районе.

    Важнейшим фундаментом в деле развития любого общества является знание им своей истории. Республика Ингушетия обладает уникальным культурным наследием, позволяющим использовать его в качестве ресурса для развития территории и способным стать весомой частью культурного разнообразия России.

    Именно поэтому нами в этом году было уделено серьезное внимание вопросу изучения истории и культуры нашего народа. В частности, речь также касается работы по созданию школьного учебника истории Ингушетии. Поручаю Министерству  образования и науки Республики Ингушетия  обеспечить особый контроль по изданию и  сдаче готового  пособия  в установленные сроки.  Министерству образования совместно с Управлением по делам религии при Главе РИ  важно уделить пристальное внимание на переиздание в новом формате школьного учебника «Основы религии».

    УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ!

    Культура является важной составляющей истории ингушского народа и одним из главных инструментов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В последние годы культура Ингушетии претерпевает значительные изменения, связанные с проведением важных мероприятий по ее сохранению, активному развитию и пропаганде на международном уровне.

    Уровень обеспеченности объектами культуры в Ингушетии составляет лишь 6%, а общий дефицит необходимых типовых объектов культуры по республике – 163 единицы. Практически все библиотеки, музеи, театральные и концертные организации расположены в приспособленных помещениях, многие из которых находятся в ветхом состоянии.

    Вследствие отсутствия типовых зданий остается нерешенным вопрос обеспечения сохранности музейных реликвий и бесценных книжных фондов —  главных сокровищниц истории ингушского народа —  Государственного музея краеведения им. Т. Мальсагова и Национальной библиотеки им. Д. Яндиева, а также проблемы, возникающие из-за отсутствия других важных профильных объектов, обеспечивающих успешное развитие и кадровое пополнение сферы культуры.

    Несмотря на сложности, связанные с отсутствием инфраструктуры, в республике сегодня активно решаются вопросы сохранения и пропаганды самобытной ингушской культуры. Свидетельством этому стали свыше 500 мероприятий, прошедших в республике только в рамках Года литературы в России, которые внесли большой вклад в сохранение национальной литературы, в продвижении культуры чтения книги, способствовали развитию просветительских, литературных традиций не только Республики Ингушетия, но и страны в целом.

    В республике стало традиционным проведение мероприятий, посвященных развитию одного из самых массовых видов искусств – киноискусства. Свидетельством этому является проведение в Ингушетии международного  кинофестиваля «Золотая башня» с участием звезд российского кино, а также руководства Союза кинематографистов и Госфильмофонда России.

    В 2016 году, объявленном Годом кино, нужно активизировать работу по пропаганде кинематографии, организации кинопоказов и проведению мероприятий, способствующих развитию кинематографии в Республике Ингушетия, в том числе оснащению домов культуры республики современным кинооборудованием.

    В рамках поручения Президента РФ необходимо взять на контроль строительство ряда крупных объектов культуры республиканского уровня, таких как Дворец культуры, Национальная библиотека,  Музей краеведения и  Русский драматический   театр в г. Магасе, Государственная  филармония  в г. Назрани, Государственный  колледж искусств в г. Назрани, а также центры культурного развития в муниципальных образованиях.

    Уникальным культурным наследием нашего народа является башенная архитектура средневековой Ингушетии, имеющая непреходящее историко-культурное значение, являющаяся важным фактором социально-экономического развития республики и представляющая особую ценность для развития туристической отрасли.

    К числу самых важных ожидаемых результатов развития туристической отрасли относятся привлечение потенциальных туристов и инвесторов в республику, обеспечение населения новыми рабочими местами, увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики. С начала 2015 года республику посетили более 25 тыс. туристов из различных регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

    Обеспечение сохранности историко-архитектурных памятников Ингушетии является важнейшей задачей государства, которая приобретает особую актуальность в связи с интенсивным процессом хозяйственно-экономического освоения земель республики.

    Кроме того, включение этих памятников в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является обязательным условием проведения реставрационных и ремонтных работ в рамках госпрограммы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, а также включения памятников истории и культуры Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Правительству РИ необходимо продолжить работу по сохранению и государственному учету объектов культурного наследия, как важного потенциала социально-экономического развития республики.

    В 2016 году необходимо активизировать работу по проведению крупных мероприятий регионального и всероссийского значения с целью привлечения туристов в республику. Необходимо завершить оформление Башни согласия, Аланских ворот и площади Алания в Магасе, а также главам муниципальных образований активизировать работу по возрождению исторических эпизодов нашего народа в виде архитектурных композиций и памятников в муниципальных образованиях.

    УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ!

    Устойчивое социально-экономическое развитие может базироваться только на здоровом общественно-политическом климате. Следует отметить, что в республике сохраняется стабильная общественно-политическая ситуация. Национальная консолидация, устойчивые взаимоотношения общества и власти уменьшили рост протестных настроений. Об этом говорят массовые опросы общественного мнения. Во многом здесь заслуга наших общественных организаций и гражданского института, которые формируют люди, остро чувствующие свой гражданский долг перед Отечеством, которым дороги такие понятия, как любовь к Родине, чувство ответственности перед республикой, его народом, которым знакомы чувства милосердия и сострадания.   Считаю, что исполнительная власть Ингушетии должна обратить внимание на поддержку некоммерческих организаций в деле реализации общественно-значимых проектов и инициатив, обеспечив на конкурсной основе максимально открытую и доступную форму их поддержки. Хочу сказать спасибо различным благотворительным фондам за их работу, за то, что берут на себя решение ряда социальных проблем жителей республики.

    Предпосылкой устойчивого движения вперед, безусловно, является укрепление стабильности и правопорядка. Сегодня мы можем уверенно констатировать, что в республике нормальная общественно-политическая ситуация, криминальная обстановка не вызывает особой обеспокоенности. Собственными усилиями и при поддержке федерального центра власти республики сумели обеспечить политическую стабильность и неприятие терроризма и экстремизма.

    В 2015 году в республике не было допущено ни  одного террористического акта, снизилось число совершенных преступлений,  чего нельзя сказать о ситуации в мире. Постоянные вмешательства США во внутренние дела стран, нарушая международное право, при молчаливом одобрении и подстрекательстве Запада, привели к гражданской войне на Ближнем Востоке и в Украине. Произошли такие общественно-политические процессы, которые привели к массовой радикализации общества, к усилению всеобщей нетерпимости к происходящим в мире процессам. Иными словами, возникла ситуация, при которой мировое сообщество не может быть уверенным в собственной безопасности. Подтверждением этих слов являются бесчеловечные террористические акты, совершаемые в ряде стран террористическими организациями, определенная угроза от  которых может исходить как по отношению к нашей республике, так и в целом к России. Я уверен, что наши спецслужбы справятся с этой задачей, так как у них есть довольно серьезный опыт борьбы с глубоко законспирированными агентами и с теми, кто может противостоять открыто.

    Большинство здравомыслящих людей прекрасно понимают, на какие деньги и с какой целью были созданы и «Талибан», и «Аль-Каида», и безбожники из «ИГИЛ», которые вербуют в свои ряды молодежь со всего мира. В этой связи правоохранительные органы, органы государственной власти, муниципалитеты, а также религиозные и общественные объединения, должны активизировать работу по всем направлениям противодействия и профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма на территории Республики Ингушетия.

    Кумирами для молодых должны быть родители, учителя, а не какие-то пришлые люди. Считаю, что только комплексные меры позволят нам минимизировать возможные угрозы  ухода наших ребят в бандитские ряды экстремистов, которые являются врагами человечества, врагами религии мира – ислама. И первую роль  в этом должно играть духовенство.

    УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

    Наше стремление сохранения стабильности и мира в республике невозможно без единения общества, независимо от национальности, расовой принадлежности и вероисповедания.

    Религия в вопросах стабилизации и единения в нашем обществе всегда играла ключевую роль. Но если эта роль сводится к взаимным упрёкам между религиозными деятелями, нетерпимости и борьбе за влияние, зачастую забывая о самой религии, – это уже противоречит и самой религии, и здравому смыслу.  Представители духовенства должны своими действиями, образом жизни показывать пример высокой духовности, богобоязненности и терпимости, должны в своих действиях преследовать цель единения уммы, перестать делить религиозную общину на своих и чужих, трудиться над её сплочением в  целях сохранения стабильности в обществе.

    Убежден, только в этом случае можно говорить о согласии в умме, о стабильности в ингушском обществе. Здесь обращаю внимание Управления по делам религий при Главе Республики Ингушетии, глав мусульманских общин, ученых – алимов продолжить еще активнее трудиться над единением и сплочением всей общины. Только так мы сохраним республику в мире и благополучии, а также защитим нашу молодежь от экстремизма и терроризма. Именно этой теме и была посвящена Международная богословская конференция «Умеренность религии – путь к миру и добрососедству» в Магасе,  собравшая авторитетных духовных лидеров со всего мира.

    УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

    Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность.

    В ингушском обществе особое место всегда занимали традиционные духовные ценности, зачастую они становились консолидирующей силой общества. В этом пространстве религиозные течения являются частью этого общества, объединяя вокруг себя верующих. Поэтому органам государственной власти необходимо использовать их потенциал в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания и развития подрастающего поколения. Здесь немаловажное значение имеет сохранение мира и согласия между представителями религиозных течений.

    Большую опасность обществу несёт неверное толкование норм традиций и обычаев народа. Поэтому молодежи необходимо передавать не только знания национальной этики и культуры, обычаев, традиций, но и навыки их соблюдения.

    В моём понимании сегодня в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения  мы должны повысить КПД своей работы на всех уровнях органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества. С учётом запросов времени сегодня необходимо активизировать воспитательную работу, начиная с самого раннего возраста до выхода из учебных заведений. Приоритет следует отдавать, в первую очередь, таким ценностям, как любовь и уважение к своей Родине, к родителям, к своей истории, к своему народу, обществу, гордость  за своих отцов и дедов, уважительное отношение к представителям других национальностей. И строить эту работу надо, опираясь на конкретные примеры, а их у нас немало.

    УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ!

    В современных условиях, когда исподволь происходит размывание традиционных норм и ценностей, нивелируются принципы межнациональной терпимости и религиозной толерантности, молодежь, как переходная и нестабильная социальная группа, наиболее уязвима перед негативными тенденциями.

    По данным за 2014 год, более 1/3 жителей республики составляет молодежь, что является значительным конкурентным преимуществом региона при условии рационального использования трудовых ресурсов и инновационного потенциала молодежи. Кроме того, средний возраст жителей Ингушетии составляет 28,8 года, в то время как по стране в целом этот показатель равен 38 годам.

    Все это в совокупности определяет приоритетность развития государственной молодежной политики в республике.

    В 2016 году необходимо:

    • Комитету по делам молодежи Республики Ингушетия обратить особое внимание на проведение организационно-управленческих мероприятий по подготовке чемпионата мира по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», который пройдет в 2017 году в нашей республике;
    • активизировать деятельность военно-патриотического клуба «Турпалхо»;
    • продолжить развитие «Ассоциации студентов Ингушетии», которая включает 11 учебных заведений и объединяет всех студентов республики;
    • продолжить практику создания детских и молодежных объединений с вовлечением как можно большего количества молодежи;
    • активизировать работу центра военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе «Молодой патриот».

    Еще одним направлением, являющимся предупреждающим фактором развития асоциальных явлений среди населения республики, особенно среди детей и молодежи, является спорт. В республике ежегодно увеличивается количество граждан, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Однако низкий уровень обеспеченности спортивными объектами (8,7% от норматива) позволяет охватить лишь 11,2% от общего числа населения. Во многих сельских поселениях республики отсутствует какая-либо спортивная инфраструктура для развития массового спорта.

    В связи с этим принимаются меры по развитию инфраструктуры физической культуры и спорта путем расширения сети физкультурно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ и клубов, в том числе и по новым видам спорта, включая зимние виды.

    Проводятся масштабные турниры по смешанным единоборствам «Битва в горах» и «Битва нартов», соревнования по парашютному спорту, автомобильные гонки «Ралли Ингушетия», фестиваль национальных видов спорта и народного творчества «Ингушские игры», соревнования по различным видам спорта, в том числе по хоккею.

    Все это в совокупности позволяет увеличить количество детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом, отвлечь их от негативных явлений.

    В дальнейшем Минспорта Ингушетии необходимо:

    провести работу по включению новых спортивных объектов на софинансирование из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», а также по завершению строительства и сдачи в эксплуатацию к концу 2016 года Дворца спорта на 3500 зрительских мест в Насыр-Кортском а/о г. Назрани, ФОКов в с. п. Али-Юрт и Яндаре;

    организовать и провести совместно с заинтересованными организациями массовые акции по пропаганде здорового образа жизни, в том числе мероприятия по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» и массовую акцию «Тотальная зарядка».

    Необходимо отметить, что на вновь вводимых в эксплуатацию и планируемых к строительству спортивных объектах предусмотрены все условия для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, это обстоятельство позволит развивать в республике адаптивную физическую культуру.

    Здесь Минспорта Ингушетии необходимо ускорить работу по созданию в республике специализированной спортивной адаптивной школы для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также по созданию школы олимпийского резерва.

    Кроме того, муниципальным образованиям республики также необходимо активно включиться в работу по развитию спортивной инфраструктуры, разработать муниципальные программы по развитию физической культуры и спорта, в которых было бы предусмотрено строительство игровых спортивных площадок и малобюджетных спортивных объектов.

    УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

    В 2015 году важным политическим событием стали прошедшие выборы местного самоуправления Республики Ингушетия. В Единый день голосования 13 сентября выборы состоялись  в 40 муниципальных образованиях. В них было задействовано 8 территориальных и 134 участковых избирательных комиссии. На 6 избирательных участках голосование проходило с использованием комплексов обработки избирательных бюллетеней.

    Наше общество показало гражданское самосознание и высокую степень гражданского долга, а также ответственности перед своим народом.

    Надеюсь, что предстоящие выборы депутатов Государственной Думы РФ и Народного Собрания республики в этом году пройдут на должном  уровне.

    Считаю, что до проведения избирательных кампаний необходимо провести ревизию законов, принятых региональными законодателями, в целях определения коэффициента продуктивности и эффективности работы комитетов. Здесь я считаю целесообразным предложить Управлению внутренней политики Администрации Главы Республики Ингушетия провести социологические опросы среди населения для определения рейтинга каждого народного избранника.

    Рекомендую парламенту теснее взаимодействовать с депутатскими корпусами субъектов СКФО,  для выработки совместных решений по ряду вопросов.

    Следует отметить, что в 2015 году парламентом Ингушетии проделан огромный объем работы по принятию важнейших законов и приведению в соответствие с федеральным законодательством законодательной базы республики, которая играет большую роль в решении задач в социально-экономическом развитии региона.

    На внеочередном заседании Народного Собрания в третьем чтении принят законопроект о наделении с. п.  Орджоникидзевское городским статусом.

    17 мая в с. п. Орджоникидзевское прошло голосование по вопросу о преобразовании статуса муниципалитета с сельского на городской. 67,56% избирателей отдали свои голоса «за смену» статуса населенного пункта, а из четырех предложенных вариантов названия нового города большинство избирателей выбрали название Сунжа.

    УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ!

    Уходящий год был для всех нас не самым простым, но в то же время богатым на позитивные события. В этом году мы всей страной праздновали самую главную в жизни многих поколений дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Свои жизни в той войне отдали и десятки тысяч лучших сынов ингушского народа. Одним из главных рубежей обороны, где был остановлен враг, стал ингушский город нефтяников Малгобек, которому позже было присвоено звание Города Воинской Славы.

    Ко Дню Великой Победы в республике был реализован целый ряд успешных масштабных проектов, молодежных, культурных и спортивных акций, включая «Георгиевскую ленточку» и «Бессмертный полк», а также подъем Знамени Победы на самые высокие точки в горах Ингушетии.

    Мы торжественно отметили еще одну юбилейную дату — 245-летие единения Ингушетии с Россией и высоко ценим роль ингушского народа в её истории.

    К числу знаменательных событий следует отнести и тот факт, что в прошедшем  году наша соотечественница Марем Камбулатовна Богатырева награждена золотой медалью «Герой Труда Российской Федерации».

    Спасибо всем, кто принял участие в проведении и организации наших юбилейных и памятных дат.

    Уходящий год был также для нас знаковым ещё и в том, что Президент РФ Владимир Владимирович Путин лично посетил Ингушетию  вместе с федеральными министрами, за что мы выражаем ему искреннюю благодарность и признательность. В  результате визита  удалось обсудить ряд социально-экономических вопросов, стоящих перед республикой, и наметить пути их решения. Президент России  положительно отметил преобразования, которые произошли в нашей республике за последние годы, а также обратил внимание на проблемы и комплекс задач по их решению. Он дал понять, что развитие региона, укрепление его технической, экономической базы важно для федеральной власти.

    УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

    Исключительно важную роль в становлении основ государственности любого народа во все времена играли архивы – хранилища национальной исторической памяти, обеспечивающие связь времен и поколений.

    Несмотря на трагическую судьбу ингушских архивов в XX веке, практически полную утрату историко-документального наследия Ингушетии, тем не менее, ингуши сумели сохранить свою историческую память. Этому способствовали генетически присущие ингушам, как и всем народам России, такие качества, как любовь и уважение к своим корням, к своим историко-культурным истокам.

    Отрадно отметить, что сегодня архивы Ингушетии вновь возрождаются, идет становление и развитие архивного фонда Республики Ингушетия, в частности, ведется целенаправленная работа по комплектованию Госархива Ингушетии документами по истории Ингушетии.

     Именно эта приоритетная задача – выявление и копирование документов по истории Ингушетии из федеральных и региональных архивов России, зарубежных архивов и библиотек реализуется сегодня в рамках государственной программы Республики Ингушетия «Развитие архивного дела».

    В последнее время фонды Госархива Ингушетии значительно пополнились (почти на 40%), в том числе архивными документами по истории Ингушетии XIX-XX вв., выявленными в ряде федеральных архивов, с которыми были заключены договоры и соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.

    Известно, что в архивах и музеях Грузии хранится много документальных сведений об исторических событиях, касающихся ингушского народа.  Необходимо продолжить работу в архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Тбилиси по поиску, исследованию и обнародованию архивных материалов нашей истории. Практика заключения подобных соглашений с региональными архивными учреждениями России в интересах комплектования архивного фонда Ингушетии обязательно должна быть продолжена.

    УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

    Совокупность сложившихся вызовов и условий экономического развития определяет в качестве основной цели рост эффективности использования всех имеющихся ресурсов, уделяя особое внимание при этом усилению инновационной составляющей экономического развития.

    Считаю нашим общим достижением, что в этот сложный период нам удалось избежать серьёзных потрясений, способных привести к ослаблению экономического и человеческого потенциалов, критическому снижению социальных стандартов.

    Как отметил Президент России Владимир Владимирович Путин, «мы ответим на все вызовы, будем действовать творчески и результативно, трудиться ради общего блага и ради России».

    Опорой любой нации является простой народ. Как бы ни была богата нация замечательными людьми, тем не менее, движущей силой ее остается простой народ — именно он и есть ось и рычаг этой машины. Уверен, что мы также достойно пройдем и 2016 год, сохраняя общественное доверие и обеспечивая достижение поставленных целей.

    Великий ингушский классик Идрис Базоркин завещал нам: «Помнить и чтить предков. И не только чтить, но и быть достойными их. Делать, как они, добрые дела. Любить народ и самим стараться быть уважаемыми народом. Брать в жизни не силой, а умом. Быть патриотами. Стараться быть творческими людьми. Никогда не терять мужества».

    В завершение хочу сказать: нам нужно беречь и развивать нашу республику, кроме нас это никто не сделает.

    БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!