• Поступательный темп сохраняется

    197 2

     

    197 2

    Юнус-Бек Евкуров: «Мы смогли поставить на рельсы поступательного развития ключевую отрасль республики, ее локомотив — агропромышленный комплекс, который «потащит» за собой другие производства»

    2015 год выдался непростым для российских регионов, не исключение здесь и Ингушетия. Несмотря на экономические сложности, республике удалось сохранить поступательный темп в развитии агропромышленного комплекса, промышленности и социальной сферы.  О ключевых событиях в социально-экономической и культурной жизни республики уходящего 2015 года и перспективах развития в интервью газете «Ингушетия» рассказал Глава РИ  Юнус-Бек Евкуров.

    — Юнус-Бек Баматгиреевич, чем уходящий год запомнится  республике?

    — Год прошел под знаком значительного события – 245-летия единения с Россией. Это не просто историческая дата, это — демонстрация тех достижений, которые принес нам этот союз. Сегодня дальновидность и мудрость наших предков очевидна. Ингушетия является самостоятельным субъектом, который имеет возможность сохранять свою национальную идентичность, но при этом интегрироваться в российское пространство во всех сферах. Более того, этот союз дает нам возможность экономического роста. Благодаря федеральным целевым программам мы сегодня в состоянии решать важные социальные вопросы: создавать рабочие места, инфраструктуру, строить больницы, школы, детские сады. 245 лет мы верны этому союзу, и празднование этой даты не только в республике, но и в Москве стало ярким событием этого года.

    Еще одно важное событие – это Исламская конференция, которая состоялась в Магасе в июле. Религиозный фактор имеет серьезное влияние в нашем регионе. С одной стороны, это хорошо, потому что любая религия направлена на сохранение нравственных устоев, укрепление семейных ценностей и духовное совершенствование. Но крайние радикальные ее формы угрожают стабильности общества, вводят в заблуждение молодежь, и с этим надо бороться. На конференцию приехали авторитетные в мире исламские ученые, было много интересных выступлений, и все это транслировалось в прямом эфире на двух телеканалах в Ингушетии.

    И последнее по хронологии, но самое важное для республики событие – это визит Президента России Владимира Путина в Ингушетию. Приезд главы государства стал самым эффективным механизмом решения проблем, которые у нас зависли в связи с экономическим кризисом и необходимостью оптимизации бюджета. Речь, в частности, идет об учреждениях образования и здравоохранения, в которых у нас острая нехватка.

    — Каковы итоги экономического развития?

    — Самое главное —  в 2015 году нам  удалось удержать стабильный рост валового регионального продукта, доходов в республиканский бюджет, частных инвестиций. Мы, в частности, смогли поставить на рельсы поступательного развития  ключевую отрасль республики, ее локомотив — агропромышленный комплекс, который «потащит» за собой другие производства, к примеру, то же растениеводство.

    — Что, по Вашему мнению, стало основными «точками роста» для республики в 2015 году? Какие отрасли экономики наиболее активно развивались на протяжении этого года?

    — Несмотря на кризис, темпы экономического роста в сравнении с прошлым годом у нас ничуть не снизились. По некоторым отраслям, в частности, АПК, мы — в десятке успешных регионов страны и СКФО, несмотря на засуху, в результате которой мы лишились ожидаемого в растениеводстве урожая. Только производство яблок оказалось рентабельным. В этом году их урожай вырос почти в 20 раз по сравнению с прошлым годом — до 2 тыс. тонн.

    У нас хорошие показатели в животноводстве. Производство молока выросло на 9,6% — до 49 тыс. тонн, поголовье КРС – на 7,6% до 50 тыс. голов. Производство мяса всех видов выросло на 6,3% и достигло 3,7 тыс. тонн.

    Кроме того, по темпам роста собираемости налогов мы также находимся в первой десятке субъектов страны. На 1 ноября 2015 года прирост показателя составил 14,1%, или 266,5 млн. рублей по сравнению с данными на аналогичную дату прошлого года.

    Кризис, как ни странно, не оказал существенного влияния на рост инвестиций. На экономическом форуме «Сочи-2015» мы заключили 10 инвестиционных соглашений на сумму 12 млрд. рублей.

    Прибыльно работают такие крупные предприятия, как ООО «Инг-Агро», Карабулакский завод по производству полимерных труб. До конца года мы планируем ввести в строй еще одно перспективное производство — откормочный комплекс в с. Экажево Назрановского района. Особо хочется отметить ООО «Братцевское», которое занимается развитием интенсивного садоводства и которое уже получило первый урожай яблок, предназначенных для реализации в республике и за ее пределами. И это – наш вклад в импортозамещение. Вообще, странно, что эти фрукты, которые искони растут в нашей стране, до сих пор закупались за границей.

    — А как обстоят дела с рынком  сбыта? Ведь не секрет, что реализация своего товара – головная боль для отечественных сельхозпроизводителей.

    — Рынок сбыта мы наладили. В основном,  яблоки поставляются  в Москву и Московскую область по предварительным договоренностям. Вместе с тем мы развиваем и другие направления.

    — Какие, например?

    — Мы добились хорошего результата  в развитии  рыбного хозяйства и, думаю, что в следующем году начнем реализацию своей рыбы непосредственно жителям республики.

    По развитию овощеводства у нас осуществляется хороший проект, который позволяет серьезно увеличить объемы выращивания картофеля и кукурузы.

    В этом году засуха внесла коррективы в планы тружеников села. Тем не менее никто не опустил руки, и усердный труд позволил впервые получить хороший урожай арбузов и дынь.

    — Последние годы хорошие результаты показывала строительная отрасль. А как сегодня обстоят дела в этой сфере?

    — По строительному сектору у нас все идет ровно. По объемам жилищного строительства в рамках сотрудничества с Фондом содействия реформированию ЖКХ мы идем с двухгодичным опережением. В этом году мы выполнили задачу  по расселению из ветхого и аварийного жилья, которая ставилась на  2017 год. За это получили от Фонда бонус в размере 107 млн. рублей.

    — Социальная сфера многие годы является одной из самых проблемных для региона. Как сегодня решаются вопросы нехватки школ, детсадов и больниц?

    — Что касается социального блока, то и в этом направлении проводится комплексная работа по решению накопившихся десятилетиями проблем, связанных с нехваткой объектов образования и здравоохранения. В этом году ввели в строй великолепную школу в Алкуне, на базе этой школы планируется открыть и небольшой детский сад. Думаю, проблем с наличием современной системы образования и дошкольных учреждений в Верхнем и Нижнем Алкуне не будет в обозримом будущем.

    В городском поселении Сунжа при поддержке НК «Роснефть» построена и введена в эксплуатацию современная школа, и хотя она рассчитана на 540 мест, большие площади позволяют  разместить в ней порядка 700 учащихся и организовать занятия в односменном режиме.

    В ближайшее время будет открыта назрановская первая школа, рассчитанная на 320 ученических мест. Трехэтажный объект стоимостью 156 млн. рублей строится в центральной части города на месте школы, в которой долгое время располагалось республиканское Министерство внутренних дел, здесь же рядом будет построен детсад.

    К открытию готовится средняя школа N19 в селении Сагопши, школа N2 в  Экажево, школа N14 в Альтиевском муниципальном округе Назрани и средняя общеобразовательная школа в селении Али-Юрт. Только  на реконструкцию последней  направлено порядка  180  млн. рублей. В Карабулаке открыли первую в регионе конноспортивную школу «Дикая дивизия», на базе которой будет работать центр для лечения детей с диагнозом ДЦП. В следующем году предусмотрены строительство и реконструкция 12 школ и детсадов.

    По линии здравоохранения также достигнуты хорошие результаты. Так, в Назрани завершено строительство современного тубдиспансера, в Магасе — эндокринологического центра. Возведение современных станций скорой медицинской помощи позволило значительно улучшить ситуацию по оказанию оперативной медпомощи. Есть значительный задел по другим объектам системы здравоохранения.  Поэтому, еще раз  подчеркиваю, что текущим годом я, в принципе, доволен.

    — Удалось ли хоть немного снизить дотационность бюджета?

    — Вообще, экономическое понятие «дотационность» намного глубже, чем то, что мы обычно под ним подразумеваем, дескать, «кто-то, кого-то кормит».  Все сложнее. Тем не менее, скажу, что в этом году мы уже выходим на 78-79% дотационности, и  с каждым годом эта цифра снижается. Я уже говорил раньше, что главная задача выйти  хотя бы на 50%. Но нам необходимо, прежде всего,  «выровнять» ситуацию  по социальному направлению,  объектам, которых, увы, нам сегодня недостает. К тому же эти объекты необходимо обслуживать, и для этого тоже нужны средства.

    Нам необходимо поднимать свою экономику, в том числе посредством участия в региональных проектах, той же Корпорации развития Северного Кавказа. Вместе с тем  мы настаиваем на том, что к Ингушетии нельзя подходить обобщенно, сравнивая ее с другими регионами, и сильное отставание по соцобеспечению населения в республике – тому доказательство.

    —  Вопрос по недавнему визиту Президента России в Ингушетию. Каковы результаты выполнения его поручений?

    — Они, безусловно, выполняются. В частности,  контролируем исполнение поручения Президента по завершению строительства перинатального центра к концу 2016 года. Это очень важный объект для республики и округа.

    Исполнение другого поручения по завершению реконструкции федеральной автодороги к концу 2018 года буквально на днях мы обсуждали с министром транспорта России и с руководителем Росавтодора. Как известно, 13 декабря мы открыли первый участок реконструированной федеральной трассы М-29 «Кавказ».

    Могу вас заверить, что ни на день мы не снимаем с контроля  исполнение других поручений главы государства. По выполнению «майских указов» мы находимся в лидерах.

    Конечно, у нас есть сложности, однако и здесь мы находим понимание федерального центра. Особенных нареканий, замечаний в этих вопросах  нет, потому что ситуация, порой, не  зависит от нас. Скажем, с тем же распределением земель  многодетным семьям: в нашей малоземельной республике этот вопрос весьма сложный, и после консультаций с администрацией президента и правительством России мы смогли его утрясти.

    Другой вопрос из этой категории – необходимость 100%-ной обеспеченности дошкольными учреждениями, где также достигнуто взаимопонимание. Даже если  прямо сегодня нам дадут средства, чтобы закрыть эту тему, то построить в кратчайшие сроки необходимые нам двести с лишним детсадов – это задача невыполнимая. В конце концов, где взять квалифицированных педагогов и специалистов, которые там будут работать? Поэтому здесь тоже есть понимание со стороны федерального центра.

    — Повлияло ли каким-то образом обострение отношений нашей страны с Турцией на экономическую ситуацию в республике?

    — Надо полагать, речь идет о турецких инвестициях. Скажу, что крупные иностранные инвесторы, не только турецкие, у нас не были замечены. Да, предприниматели двух стран сотрудничали. Но, в основном, в торговле. Но свято место, как говорится, пусто не бывает. К тому же импортозамещение той же сельхозпродукции из Турции дает результаты. Да и продукты наши вполне конкурентоспособны — они экологически чистые.

    Мы должны быть независимы от импорта аграрной продукции. Это противоестественно, что в такой огромной стране, с плодороднейшей почвой, овощи и фрукты закупают за границей. Другое дело, что введенные против нашей страны санкции заставляют нас серьезнее отнестись к продовольственной безопасности, к развитию аграрного сектора.

    В ближайшее время мы заслушаем  план правительства на следующий год, в том числе по ряду  крестьянско-фермерских хозяйств, определим приоритеты и точки роста. Это, например, выращивание овощей и фруктов. Вопрос сегодня стоит о производстве упаковки, тары, о хранении. Вот три вещи, которые за один год невозможно сделать. Вместе с тем компания, которая занимается у нас фруктовыми садами, планирует уже к августу следующего года построить холодильные помещения для хранения порядка 10 тыс. тонн продукции. Думаю, что эти планы осуществимы

     Далее, если брать другую популярную в нашей стране турецкую продукцию — текстиль,  думаю, что швейная фабрика, которая у нас строится и должна быть введена в строй в будущем году, как-то минимизирует эту проблему. Тем более что  основной продукцией нашего швейного производства должна стать детская одежда, которая у зарубежных производителей стоит столько же, сколько и одежда для взрослых.

    — Сейчас большое внимание в стране уделяется развитию внутреннего туризма. Каковы перспективы Ингушетии?  

    — Перспективы огромные. Главное — суметь все это наладить. И действовать со всеми субъектами нашего прекрасного, удивительно живописного северокавказского края, чтобы, например, туристы, посещающие один регион, плавно переезжали в другой.

    К слову, туристические фирмы  хорошо продвигают северокавказское направление, в том числе и посредством вовлечения в эту работу компании «Курорты  Северного Кавказа», и хочется сказать огромное спасибо ее руководству за активную популяризацию этого бренда.

    Нам надо активно развивать туристическое направление, активнее завлекать гостей, развивать сервис. Основная проблема — все-таки приучить местное население Джейрахского района к культуре работы и общения с туристами, научить их правильно выстраивать свою работу в туриндустрии. Доходит до смешного. Я как-то разговаривал с одним из чабанов. Говорит, что туристы просят его продать барана, но ему, мол, стыдно и он отдает бесплатно, дескать, они же гости. Другой поведал, что к нему попросились туристы погостить на три дня, а задержались на неделю, но денег он с них не взял, хотя и кормил за свой счет все это время. Традиции и обычаи наши – это, конечно, здорово. Но необходимо понимать, где и как им следовать. Такой вот курьез.

    Нам необходимо наладить здесь работу, может, сделать послабление по налогам, пока организаторы туризма не станут на ноги. Местным жителям же я объясняю, что никто не требует, чтобы они отказывались от нашей культуры, традиций — их, естественно, надо соблюдать. Но турист есть турист. Он специально накопил деньги и приехал к вам отдохнуть, вот и зарабатывайте на этом. И туристу этому создайте комфортные условия, покажите все самое лучшее, что у нас есть, чтобы он в следующий раз захотел вновь приехать, да еще и друзей своих сагитировать, чтобы адрес ваш и телефон записал, захотел дружить, общаться. Именно так и складываются  человеческие отношения, так люди сближаются.

    Понятно, что развитие туристической индустрии и самой культуры работы в ней – дело не одного дня и даже года. В Приэльбрусье и на Домбае местные жители десятилетиями накапливали такой опыт. Нужно налаживать контакты с ними, привозить их к нам, чтобы они делились опытом, показывали, как, например, женщины реализуют продукцию вязания, как выставить в лучшем свете продукцию национального промысла, как нужно зарабатывать.

    Скажем, у ингушей  традиционная вещь, связанная с куначеством, – это наличие в любом доме гостевой комнаты. Я помню с детства: как бы бедно люди ни жили, но гостевая комната всегда имелась и в ней постоянно была готова к приему гостя в любое время чистая постель. Вот это и есть деталь семейного вида туризма. Пусть там два, три человека приедут,  заселятся в эту комнату, пускай они отдыхают, помогайте им, ухаживайте и параллельно зарабатывайте деньги. К этой культуре людей нужно подготовить, меняя их психологию, объясняя, что в таком заработке нет ничего зазорного.

    Безусловно, многое в выстраивании такой работы, привлечении тех же инвестиций зависит и от руководителей муниципалитетов. В этой связи я бы отметил успешную деятельность градоначальника Назрани Алихана Тумгоева. Малгобекский район, который возглавляет Адам Цечоев, сегодня показывает хорошие результаты по привлечению инвестиций. Радует, что там внедряют реальное производство, развивается система тепличных хозяйств, строятся современные птицеводческие и животноводческие фермы.

    — Как обстоят дела в республике с занятостью населения  с учетом того, что в этом году в стране прокатилась волна сокращений в госучреждениях?

    — Даже если взять в расчет сокращения в управленческом аппарате, в этом году удалось создать много новых рабочих мест, в том же Малгобеке в сфере производства уже создано более 1,8 тыс. рабочих мест. Это не говоря о рабочих местах на новых социальных объектах, где  с чистого листа появляются целые коллективы школ, детсадов и т.д.

    К примеру, в 2009 году у нас было более 50 тысяч работоспособного населения без работы, на сегодняшний день — это порядка 27-28 тысяч. Вообще, понятие «безработица», равно как и «дотационность», – вещь сложная, здесь нужно учитывать многие детали и моменты. Да, у нас есть безработица. Но здесь необходимо учитывать общую безработицу, скрытую безработицу и другие аспекты. Надо всех работающих, образно говоря, узаконить, все должны иметь трудовые книжки, производить пенсионные отчисления, чтобы никто не был ущемлен в социальных правах.

    — Насколько важно в нынешних условиях патриотическое воспитание подрастающего поколения?

    —  О патриотизме можно говорить много, красиво и долго. Но никто еще не отменял утверждения, что патриотизм — это высокое чувство преданности и любви к своей Родине. А любовь к Родине не может быть плохим чувством. В сегодняшнее сложное время к патриотическому воспитанию молодежи нужно предъявлять серьезные требования, уходя от каких-то громких слов и деклараций. Изучать, скажем, в школах и  садиках историю символики России и Ингушетии, заучивать гимны, знать какой огромной ценой нам далась победа в Великой Отечественной войне, проводить масштабные  мероприятия в этом направлении, показывать молодежи письма, которые писали фронтовики, готовить телепередачи по этой теме. Ведь когда читаешь их, столько добрых чувств пробуждается.

    Молодежь, прикасаясь к прошлому, жизни своих предков-героев, подспудно сама становится лучше и чище, переносит себя в те события, ставит себя на место предков. Помню, в одной такой телепередаче зачитывали письмо нашего земляка, который писал: «Отец, мы здесь бьемся за Родину, а вы там, в тылу, помогайте, чем можете Красной армии…».  Слушаешь – и дыхание перехватывает даже у взрослых. Ведь это не просто слова — это слова, имеющие  глубокий смысл и воспитательное значение для юных душ.

    Мы продолжаем в этом направлении работать, создаются  молодежные военно-патриотические клубы, проводится  вахта Героев Отечества с участием Героев  России. Мы поднимаем наверх пласты героической  истории нашей республики, нашего народа, показываем, что у нас глубокие корни богатого созидательного прошлого, отмечая, что эти корни тесно связаны с русским миром. Все  это — понимание того, что мы вместе, что мы едины, — мы и вкладываем в головы подрастающего поколения.

    — Если не секрет, где Вы планируете отмечать Новый год?

    — Бесспорно, любой праздник лучше встречать с семьей. Конечно, и я намерен провести  Новый год дома, в кругу семьи. Желаю, чтобы у всех такая возможность имелась, чтобы все семьи у нас были крепкими и счастливыми. Именно в таких семьях и зарождается любовь к Родине, в них растут патриоты своего Отечества.