• Пути сообщения и средства передвижения в истории Ингушетии

    Продолжение. Начало в №130-131. В 1875 г. была проложена железная дорога от Ростова до Владикавказа. К 1894 г. была закончена прокладка железной дороги от Беслана до Грозного, которая прошла через Назрань. 1 мая 1893 г. завершилось строительство железнодорожного вокзала в Назрани. Открытие движения по железной дороге привело к быстрому росту производительных сил и торговли в крае, развитию торговых отношений. В возникшем при вокзале поселке, по данным «Терского календаря», уже в 1900 г. функционировали 33 торгово-промышленных заведения, принадлежавшие назрановским купцам. Быстрыми темпами стала развиваться торговля зерном, кукурузой. К началу XX в. появились купцы, которые выезжали по железной дороге для проведения торговых операций не только в городах Северного Кавказа и Закавказья, но и в более отдаленных городах России — Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Воронеже и др.

    «Что касается шоссейных дорог, то таковых на территории Ингушетии нет», — писал в 1926 г. M. Тусиков, кроме старого большого тракта так называемой Моздокской дороги, проходящей от Владикавказа до Моздока через часть горного округа, через всю часть Горского, через весь Назрановский и большую часть Ачалуковского округа.
    После установления советской власти в Ингушетии — в 1920- 1930-ых годах были построены грунтовые дороги, связавшие между собой все населенные пункты равнинной и предгорной Ингушетии, которые, в свою очередь, были связаны автомобильными дорогами хорошего, для своего времени, качества с административным центром Ингушетии — Владикавказом (Орджоникидзе). В это же время в Ингушетии появился автомобильный транспорт. Важным событием стало проведение автомагистрали Москва-Баку, которая протянулась с запада на восток через всю Ингушетию.
    В 1970-1980-х годах было асфальтировано большинство автомобильных дорог Ингушетии. После восстановления ингушской государственности в составе РФ в 1992 г. в республике были введены в эксплуатацию новые автодороги: стратегически важная для республики автодорога Алкун-Таргим, связавшая через каньон Ассинского ущелья предгорную Ингушетию с горной. Также были построены новые дороги в разных районах Ингушетии, в том числе — и в горном Джейрахском; отремонтированы и покрыты асфальтом старые дороги. С введением в 1994 г. в эксплуатацию аэропорта «Ингушетия» (позже переименованного в «Магас») в Ингушетии появился новый вид транспорта — авиационный.

    Источник: Ингуши, — М.2013