• Пути сообщения и средства передвижения в истории Ингушетии

    130 22Основными путями сообщения в горах Ингушетии были дороги, шедшие по дну ущелий горных рек, и горные тропы. Для переправы через реки (там, где это было необходимо) наводились мосты с каменной основой и настилом из бревен и жердей. Над глубокими ущельями наводились подвесные мосты из канатов, жердей и веток. Мосты были непрочными. Весной, во время таяния снега, их часто сносило потоками горных рек. Благоустройство и содержание дорог и мостов в исправном состоянии добровольно брали на себя жители того ущелья (общества), через которое проходили дороги и где находились мосты. Они же, в случае разрушения моста и перекрытия дороги из-за камнепада, или из-за снежного обвала очищали дороги, ремонтировали или заново наводили мосты.

    В древности и средневековье по территории Ингушетии проходили торговые пути. Их можно определить по концентрации на этих участках в горной зоне — башенных поселений, придорожных «гостевых домиков»; в предгорно-равнинной зоне, укрепленных городищ. После того, как в послегуннский период перестал функционировать степной путь по Северному Прикаспию до устья Дона, торговля с Европой в основном шла через Черноморское побережье Северо-Западного Кавказа.

    С VI в. большое значение приобретают кавказские перевальные трассы Великого шелкового пути. В основном до причерноморских греческих колоний караваны шли по перевалам Северо- Западного Кавказа. Караваны к Черноморскому побережью шли также от Дербента по предгорно-равнинной зоне Северного Кавказа. По территории современной Ингушетии основная трасса торгового пути шла по долине р. Сунжи. На равнине дорога раздваивалась. Одна ветвь шла через ачалукский проход в сунженском хребте и через терский хребет в Маджары (совр. Буденновск). Вторая ветвь — до р. Камбилеевки, по ее течению и далее по Тереку на северо-запад (к Эльхотовским воротам — инг. Apzlu nalap — «Ворота сунженского хребта»).

    На всем протяжении караванных путей возникали укрепленные городища — крепости, которые контролировали участки Великого шелкового пути, выставлялись заставы, которые охраняли дороги и взимали плату за проезд. Одну из таких застав успел зафиксировать в начале XIX в. исследователь горной Ингушетии Моритц фон Энгельгард. На равнине и в предгорной части Ингушетии на сравнительно небольшой территории их зафиксировано более 40. Стены городищ были укреплены башнями, аналогичными тем, что были известны в горах Ингушетии. Большая группа городищ-крепостей расположена вдоль рек Сунжа, Назранка, Камбилеевка, Ачалуки. Возникновение этих укрепленных поселений было связано, в основном с необходимостью контролировать территории, через которые проходили караванные пути. Местное население само участвовало в торговле, а также получало прибыль от охраны торговых путей. В этот период по перевальным путям Центрального и Северо-Восточного Кавказа, судя по подъемному материалу из могильников с прилегающей территории, в основном велась торговля северокавказского населения с Закавказьем. Торговые пути по территории Ингушетии от Дарьяльского ущелья шли по нескольким направлениям: по Тереку (через Эльхотовские ворота); через Армхинское и далее через Чулхойское ущелья в Ассинское ущелье, и далее одна ветвь шла на восток — в Цори и далее, другая — через Ассинское ущелье на равнину и т.д.

    В XIII в., когда Предкавказье было захвачено монголами, равнинные караванные пути перестают функционировать. Города на равнине были уничтожены. Торговые пути полностью перемещаются в горы. В районе Дербента караваны уходили в горы и выходили на равнину только у Черного моря. На территории Ингушетии горная ветвь пути шла по ущелью р. Гулойхи, вдоль расположения башенных поселений Гули (Пул), Цори, Пялинг, Ний, Йовли, Вовнушки и т.д. Одна из ветвей сворачивала на Барах и оттуда выходила к Таргиму. В Таргимской котловине располагался большой базар, упоминаемый в ингушском фольклоре. На запад от Таргима дорога шла мимо Эгикала по ущелью р. Чулхи. Здесь дорога раздваивалась — одна шла через Тумгойское ущелье, другая — через Хули, и далее обе выходили в ущелье р. Армхи. Оттуда через Армхинское ущелье путь продолжался на запад. Одна дорога шла на Джейрах, вторая через перевал Гирте выходила в район Ангушта (верховья р. Камбилеевки). Часть пути проходила немного севернее — по ущелью р. Фортанги, через ущелье Эги-чож (в этом районе исследователями отмечены мощные башенные поселения замкового типа), и далее в район селений Даттых-Галашки, затем в район Ангушта и далее на запад.

    Продолжение следует.
    Источник: Ингуши.-М., 2013