• Развод «по-ингушски»

    Ингушские семьи всегда считались крепкими, пока не началась деградация патриархальной системы. Если раньше в ингушском обществе развод считался экзотикой, то сейчас этим, к сожалению, уже никого не удивишь. 

    Трудности есть в каждой семье, в том числе и финансовые. И выдвигая женщину на первый план, как добытчицу, семья теряет ядро патриархальности, и мало кто сегодня помнит, что природой ей эта роль не предначертана изначально. Женщина — хранительница очага, воспитательница детей, она, в конце концов, слабая половина.

    Но в современных условиях зачастую происходит деформация, на женщину возлагаются обязанности, которые не всякому мужчине по плечу! А мужчина, который должен исполнять эту роль теряет свой авторитет и, как говорится, остается не у дел… Именно это является первопричиной, порождающей фактор напряженности в доме, часто заканчивающийся разрушением отношений и семьи.

    Стало обычным явлением, когда при разводе и муж, и родственники мужа обвиняют женщину во всех смертных грехах. И при этом, табуированной темой в нашем обществе остается домашнее насилие, когда над женщиной просто издеваются, чувствуя безнаказанность.

    И по исламу, и по ингушским адатам существуют только три причины, по которым человек может развестись с женой: если она ему изменяет, врет или ворует. Но чаще у нас встречаются разводы, когда свекровь или свекор невзлюбили невестку. Стали частыми ситуации, когда слышишь от молодых мужчин: «С ней не интересно! С ней не о чем поговорить! С ней скучно! Она ничем не интересуется!».

    Почему так происходит? Этот вопрос я адресую своим собеседникам: заведующему отделом этнологии НИИ им. Ч. Ахриева Борису Харсиеву, доценту кафедры психологии Ингушского госуниверситета Марете Дзейтовой и помощнику муфтия Хасану Аушеву.

    — Потому что цивилизационные процессы, которые сегодня происходят, отталкивают нас от традиционного бытового уклада, и в этом большая трагедия. В наше время слово «семья» звучит как-то обыденно, нет в нем чего-то истинного, чистого, предопределенного свыше. И если мы сойдем с пути взаимного уважения, почитания семейных ценностей, мы уже перестанем быть ингушами, — говорит Борис Харсиев.

    В свою очередь, Марета Дзейтова считает, что раньше эта проблема не была столь актуальной, потому что и мужчины, и женщины получали примерно одинаковое воспитание. Всем внушались единые правила, давались одинаковые установки. Главенствующим был неписаный закон: вступил в брак, сохраняй его всеми силами.

    Если раньше для женщины развод означал конец активной жизни, потерю какого-то статуса, то сегодня это не так. И этому есть объяснение. Женщины стали более самостоятельными, независимыми, получают образование наравне с мужчинами, в состоянии содержать себя, прокормить своих детей и вывести их, как говорится, в люди. В нашей республике много безработных мужчин, причем, в самом репродуктивном возрасте. Здоровые, сильные, интеллектуально развитые с большими задатками, они не могут себя реализовать. И часто женщина содержит домочадцев, беря на себя функцию главы семьи.

    Вторит ей Хасан Аушев: «Мужчина должен обеспечивать семью. Как он это будет делать — это его дело. Потому что, имея руки и голову на плечах, всегда можно найти работу, а не сидеть и ждать чего-то! Зачастую трения в семье появляются, конечно, и от неправильного воспитания женщины.

    Причина? Она может заключаться в матери, которая сама, будучи не очень благополучной, пытается всеми силами отгородить дочь от неприятностей, навязывая ей мысль о возвращении в отчий дом. «Ничего, лучшего найдем!» — можно часто услышать. Либо, как правило, воспитывает «принцессу», золотоискательницу, у которой, кроме требований к семье и браку, ничего нет».

    Конечно, сколько существует человечество, столько будут существовать и браки, и разводы. Это — часть нашей жизни. Но где гарантия, что выставив на улицу одних, вы будете счастливы с другими?