• Россияне в целом позитивно оценивают ситуацию на Северном Кавказе

    levada

    Оценка обстановки в северокавказском регионе в зеркале общественного мнения со времен зимней сочинской Олимпиады-2014 практически не претерпела изменений.

    Как и два года назад, 41% опрошенных оценивает ее как благополучную и спокойную, 44% — как напряженную, и всего 5% — как критическую и взрывоопасную. Таковы данные социологического опроса Левада-центра, проведенного по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения в 48 регионах страны. При этом социологи специально уточнили, что речь идет о положении в Чечне, Дагестане, Ингушетии, перечислив в формулировке вопроса именно эти северокавказские республики, сообщает «Русская планета».

    Относительно того, как изменится обстановка на Северном Кавказе в течение ближайшего года. 15% россиян полагают, что она улучшится (в 2014 году таких было 17%), 13% — ухудшится, и 61% — останется без изменений (два года назад так считали 56% опрошенных). Затруднились с ответом 12% сограждан. Подобные колебания настроений почти укладываются в рамки статистической погрешности.

    Позитивный взгляд россиян на Северный Кавказ в значительной степени оправдан. Предолимпийская зачистка региона, как и относительно массовый отъезд потенциальных боевиков на Ближний Восток, существенно снизили градус общественного напряжения. Проблема в том, что очевидный уже крах так называемого «исламского халифата» в результате действий российских ВКС и сирийской армии, резко снизил число желающих присоединиться к этой гибнущей квазигосударственной структуре, да и пересечь границы стало куда сложнее.

    Поскольку въезд и выезд из России жестко контролируются специальными службами, то главной проблемой в обозримом будущем может стать не возвращение боевиков из Сирии, о котором столько говорилось, а отказ их от отъезда из России с перспективой присоединения к действующим и создание новых бандформирований уже непосредственно на территории региона. Об этом могут свидетельствовать и случаи терактов с использованием смертников, которых так любил использовать запрещенный в РФ террористический «Имарат Кавказ». И хотя благодаря сирийским событиям он постепенно утратил даже виртуальные очертания, это не гарантирует защиты от попыток воссоздания аналогичной структуры.

    Что касается контроля федералов над положением дел на Северном Кавказе, то оценка роли Москвы в этом вопросе всего за пять лет претерпела колоссальные изменения. В ноябре 2011 года только 5% россиян полагали, что обстановка контролируется в полной мере. Сейчас таких – 13 процентов. Практически в два раза вырос процент тех, кто считает, что это происходит «в значительной мере» — с 29 до 53%. Более чем в два раза снизилась доля убежденных, что контроль осуществляется в малой мере (с 43 до 20%), и в пять раз, с 10 до 2%, тех, кто считает, что «вовсе не осуществляется». Не знают, что сказать по этому поводу, все те же 12% опрошенных.

    По мнению большинства северокавказских экспертов, положение в регионе за последние 4–5 лет принципиально изменилось к лучшему, а ситуация с личной и общественной безопасностью улучшилась в разы. Конечно, эти ощущения трудно изложить в цифрах, но нечто подобное, так или иначе, чувствуют и сограждане, проживающие далеко за пределами СКФО. С другой стороны, и эти данные демонстрируют резкий рост доверия федеральному центру в плане контроля над столь непростым регионом.