• Селекция поможет создать ингушскую породу лошадей

    Jpeg

    В декабре минувшего года в торжественной обстановке в Ингушетии состоялось открытие первой в регионе конноспортивной школы. Уникальный спортивный объект расположился на окраине Карабулака. Он получил звучное и символичное название – «Дикая дивизия».

    Jpeg

    Солдаты знаменитого полка покрыли свои имена неувядаемой славой, большая заслуга в чем принадлежит и их верным боевым товарищам – лошадям. Хочется верить, что и воспитанники созданной спортивной школы сумеют снискать Ингушетии славу настоящей кузницы талантливых и виртуозных наездников и жокеев.

    Идея создания конноспортивной школы принадлежит братьям Могушковым, владельцам КФХ «Аргамак». Это, по сути, единственные в республике, да и в ряде близлежащих регионов, профессиональные коннозаводчики. Уже более двадцати лет созданное ими крестьянско-фермерское хозяйство занимается разведением и селекцией лошадей, ставя перед собой высокую и благородную цель – создание ингушской породы лошадей.

    Ежегодно хозяйство Могушковых навещают гости из Московского института коневодства, которые отмечают, что здесь уже сформировался свой особый тип лошадей, что и может явиться предтечей появления ингушской породы лошадей, над селекцией которой Алихан Могушков неустанно трудится. Культивируют же здесь, в основном, «ахалтекинцев», «англичан», «терцев», «арабов». Об этом «Ингушетии» рассказал директор конноспортивной школы «Дикая дивизия» Хамзат Могушков. Он и поведал о том, какие задачи на данный момент решает администрация спортивного учреждения, как идет формирование первого набора будущих наездников и т. д.

    На сегодняшний день активно идет работа по формированию первого состава секции наездников, сообщил он. Детей будут учить не только умению уверенно держаться в седле, но и секретам правильного обслуживания своего спортивного партнера. В школе намерены развивать именно классические виды конного спорта: конкур (преодоление препятствий) и выездку, или дрессуру (танец лошади). И то и другое входит в число олимпийских видов спорта.

    Говоря о пользе конного спорта, Хамзат отметил следующее:

    — Прежде всего, как и занятия любым другим видом спорта, он дисциплинирует. Если первый год ученик посещает занятия два раза в неделю, то в последующие годы нужно будет приходить почти каждый день. У ребёнка появится распорядок дня, меньше времени останется на сидение за компьютером и бесцельное болтание на улице. Развивается совсем другое отношение к животным, понимание того, что лошадь — это, прежде всего, партнёр, о котором нужно заботиться. Ведь если не будешь относиться к лошади с душой и любовью, она это непременно почувствует и просто не будет стараться во время занятий.

    Лошади – предмет особой гордости администрации школы. Среди 24-х жеребцов и кобыл, живущих под ее крышей, немало именитых «спортсменов». Трем лошадям по итогам недавних соревнований окружного и федерального уровней, в которых они принимали участие, были выданы лицензии, позволяющие участвовать двум – в чемпионате Европы, одной – в чемпионате мира.

    Вообще, у местных лошадей такая длинная и благородная родословная, что даст фору многим дворянским фамилиям. Например, у жеребца по кличке Лотос дедушка был в свое время чемпионом Англии. Его мама тоже обладательница многих титулов и наград на различных престижных заездах. Она была терской породы.

    Важное место в деятельности конноспортивной школы занимает проект «Кабинет иппотерапии». Он заработал вместе с началом функционирования самой школы. Лечение с помощью прогулок на лошадях получает среди сообщества семей, где есть больные дети, которым показан подобный вид терапии, все большую популярность. Уже месяц как он осуществляется под контролем опытного специалиста Глафиры Васильевой, специально приехавшей из Санкт-Петербурга для помощи в данном вопросе.

    — Месяц – это слишком маленький срок, чтобы говорить об эффективности проведения лечения. Но я, тем не менее, отмечаю у некоторых ребятишек положительную динамику в их диагнозе. Однозначно могу сказать, что детям прогулки на лошадях очень нравятся, и они получают от общения с животными много положительных эмоций, — говорит Глафира Сергеевна.

    Для сеансов иппотерапии подходит, конечно же, не любая лошадь. Это должно быть очень спокойное и уравновешенное животное. Какое из них обладает таким темпераментом – предмет долгих наблюдений.

    Глафире Сергеевне очень понравилось в Ингушетии. И она рассчитывает, что ее работа принесет радость во многие ингушские дома, где есть дети, больные ДЦП и другими видами заболеваний, при которых иппотерапия оказывается эффективным способом реабилитации.

    Строительство объекта началось в 2014 году. На реализацию этого проекта направлено порядка 15 млн рублей. На территории площадью 15 га разместились двухэтажный административный корпус с кабинетами для инструкторов и тренерского состава, большой манеж, площадки для вывода лошадей, конюшня на более чем 30 голов, поля для проведения соревнований.

    По расчетам республиканских властей, открытие школы даст толчок развитию конного туризма в регионе. В горной части Ингушетии намечена организация платных конных прогулок для туристов и выездные уроки по верховой езде.

    Как уже было сказано, идею создания конноспортивной школы братья Могушковы вынашивали чуть ли не с первых дней открытия своего КФХ. Впервые она ими была озвучена в 1998 году. Власти каждый раз обещали помочь, но дальше слов дело не шло. Стать явью этому уникальному проекту помогла поддержка Главы республики. Именно он нашел спонсора, вызвавшегося вложить в его реализацию необходимые средства. В его роли выступил концерн «Роснефть».