• Семейные разводы — результат упадка нравственности

    OLYMPUS DIGITAL CAMERA

    В истории ингушского народа развод был крайне редким и осуждаемым деянием. Взаимоотношения супругов строились по традиционным канонам, где жена обеспечивала тыл, формировала общественный статус мужа, а он оберегал материальную и духовную составляющую своей семьи. Разрушение этой системы не допускалось, если даже за маской дружной семейной идиллии пряталось совсем не безоблачное бытие.
    Приличия ради семья существовала, несмотря на то, что совместная жизнь не сулила радости ни детям, ни самим супругам. Боязнь развода, которая сказывалась на репутации обоих супругов, на их семьях, а также на родственниках, вызванная осуждением и порицанием в обществе, во многих случаях сдерживала семьи от разрыва. Если случалось подобное, то повод должен был быть очень серьезный. Случаи были единичные и, как правило, становились резонансными. Они получали такую огласку, что на подобную процедуру потом мало кто отваживался.

    Кроме того, на стремление сохранить семью вопреки всему оказывали определённое влияние и вопросы финансового характера. Материальные расходы, которые влёкут за собой развод и, конечно же, вторичный брак, довольно часто сдерживали супругов от расторжения отношений. В некоторых ситуациях, если инициатива исходила от женщины, её сдерживало и то обстоятельство, что она могла оказаться перед выбором: либо продолжать жить в семье, либо лишиться своих детей, поскольку по ингушским адатам они оставались с отцом. Бывало, что женщина добивалась права воспитывать детей в одиночку, но такое состояние порицалось обществом. Часто дети становились «изгоями» со стороны родственников отца, и воспитывать их без поддержки мужа тоже представлялось невозможным. Все эти обстоятельства предостерегали женщин от разводов, несмотря порой на сложные взаимоотношения с супругом. Инициатива развода в прежние времена чаще всего принадлежала именно мужчине. Но и здесь дела обстояли не столь дозволительно. Немотивированный развод мужчины, естественно, вызывал недовольство со стороны родственников жены и мог иметь нежелательные последствия.

    Основным фактором, противоборствующим с разводом, всё же был духовно-нравственный аспект, руководство негласными устоями сохранения традиционной семьи. Все эти обстоятельства сохраняли ингушскую семью, которая в некоторых случаях, пройдя бурю страстей, испытаний, находила взаимопонимание между супругами, а порой так и продолжала существовать в раздорах и распрях.

    Но сегодня времена изменились. Экономический уровень нашего общества вполне можно назвать достаточным, чтобы по этому поводу не оглядываться назад в вопросах развода. Что касается женщин, то они сегодня в большинстве своём стали самостоятельными, независимыми, менее уязвимыми и более эмансипированными. Как правило, они могут постоять за себя, за своё достойное существование, за уважительное отношение к себе как к личности, могут призвать обидчиков к правосудию и по шариату, и по законам ингушского адата, и по законам светского общества. И если раньше в некоторых семьях униженное положение женщины в семье одобрялось обществом (отнюдь не адатами и религией) и проявлялось безнаказанностью и вседозволенностью мужчин, то сегодня отношение к этим вопросам в самом обществе совсем иное. Люди чаще стали обращаться к основам семейного адата, к исламскому правопорядку в отношениях между супругами, где поставлена высокая планка взаимоуважению и взаимопониманию между супругами.

    Сегодня участились случаи, когда инициаторами разводов стали выступать женщины, более ущемлённые и подавляемые авторитарностью супругов, не желающие жить под моральным или физическим гнётом. Более свободными от своих обязательств стали и мужчины. На развод могут пойти без серьёзных на то причин, как это требовалось раньше, пояснив свое решение нежеланием жить с женщиной по причине «несовместимости» характеров. Вот как объяснил мне, к примеру, свой развод один молодой человек: «В конце концов, я сам волен решать, с кем и как мне жить, а предусмотреть всё заранее невозможно. Когда женился — нравилась, а теперь нет». А вот мнение другого молодого человека, неженатого, тоже имеющего свои либеральные взгляды на эту ситуацию. Выросший в семье, где родители так и не нашли взаимопонимания, навидавшись раздоров и страданий между ними, он категорически заявляет, что не желает повторять судьбу родителей и на корню «срубит» семейные узы, если окажется между выбором.

    Неоспорим сегодня и тот факт, что родители молодых супругов отчасти поддерживают своих детей в вопросах развода и нередко выступают инициаторами такового, ссылаясь на свой жизненный опыт, не видя будущее своей дочери или сына в совместном браке с «избранным».

    Так или иначе, разводы участились, и это факт. Но в то же время есть и положительные сдвиги. Частые разводы привели к переосмыслению ценностей. Среди молодых людей, ищущих свою вторую половину, сложилась тенденция выбирать «головой», а не «сердцем». Они возвращаются к истокам в вопросах выбора спутника жизни, что желательней выбирать, советуясь с родителями и со старшими. И в то же время молодые не спешат осуждать разведённых, как это было принято раньше, не стремятся «заклеймить» позором. Вот как говорит молодая девушка об этом: «Низкий процент разводов — не показатель благополучия в семье. Можно формально жить вместе, но фактически врозь. И тогда думай, что лучше — ложь о счастливой «семейной жизни» или честный развод. Тут каждый решает для себя сам». С одной стороны, с этим можно согласиться, насильно мил не будешь. А с другой стороны, в эту категорию могут попасть и необдуманные решения. Поэтому стоит прислушаться и к совету старших, которые говорят, что в вопросах развода нужно проявить максимум терпения и благоразумия. Авторитет и мудрость старшего поколения – это аксиома, на которой строится уклад практически всех семей. Но в рассуждениях молодых тоже можно увидеть определённую внутреннюю логику. Она заключается в стремлении создать семью, которая руководствуется не только стремлением сохранить её во что бы то ни стало, а семью, где царствует взаимопонимание, уважение друг к другу и доверие.

    Мы уже не раз обращались в своих публикациях к теме семейных взаимоотношений, к теме сохранении семьи. Проблемы молодой семьи и проблемы общества тесно взаимосвязаны между собой, и не следует рассматривать их отдельно друг от друга, а также вне времени и пространства. Основная причина разводов молодых супругов — отчасти и результат духовно-нравственного воспитания в семье. Если предыдущее поколение, несмотря на определённые трудности, насилие в семье, раздоры, ссоры не переступало в большинстве своём определённый порог нравственности во взаимоотношениях, то сегодня молодые люди с лёгкостью нарушают эти обстоятельства. Ингушское понимание «къонах», включающее в себя благородство и мужество супруга, его духовный стрежень, несущий большую ответственность за сохранность семьи, разменивается на мелочь и влечёт за собой соответствующее отношение супруги, которая теряет к нему уважение и выходит за рамки покорности и послушания. В борьбе за идеалом молодёжь, в большинстве своём, относится сегодня к разводам снисходительно. Это своего рода определённый протест или вызов обществу, требующий уважения к личности, соблюдения этикета взаимоотношений, исключающий авторитарность и распущенность.

    Подытоживая сказанное, напрашивается вывод о необходимости воспитывать наших детей в духе ингушского этикета, который включает в себя нравственность во всех ипостасях и вырабатывает стержень благородства и благоразумия. Это неоспоримо приведет к тому, что количество разводов уменьшится одновременно с подъёмом уровня духовности. А традиционный институт семьи, в лице мудрых свекрови и свёкра, старших в семье или в роду, призванный формировать молодую семью, предостерегать их от неверных шагов, от принятия опрометчивых решений, который девальвирован в последнее время, всё же вступит в свои права. Да, нам есть о чём подумать…