• Семья – из семи Я и одной сильной мамы

    semiya3

    15 мая – Международный день семьи. «Семья для меня – это дом, где куётся культура народа, — говорит Марет, — это крепость, которая и сегодня и в дальнейшем должна оберегать моих дочерей. А значит, надо её строить надёжной и крепкой».
    Коллеги и друзья говорят о ней, как о жизнерадостном, всегда несущем с собой свет человеке, подопечные называют её добрым и отзывчивым доктором, а дочки – сильной и заботливой мамой. В семье Марет Гадоборшевой семь девочек: Тамара, Диана, Зара, Дали, Самира, Хава и Амина, а с мамой, Марет, их в семье восемь женщин.

    Марет Гадоборшева была студенткой 6-го курса медицинского института в городе Владикавказе, когда они поженились. Магомед уже работал в Саратовской области экспертом-криминалистом. Но полгода разлуки лишь укрепили их отношения. После окончания вуза Марет поехала к мужу, устроилась на работу участковым педиатром. Говорить, как им было тяжело, Марет не может, потому как они были молоды, счастливы, и семья крепчала с появлением нового малыша, приумножая радость в доме. Одно лишь огорчало родителей: они потеряли первенца – мальчика, ему от роду был только месяц. Думаю, не надо рассказывать читателю, как рад был отец рождению сына и как он ждал потом мальчика. Но в семье рождались одни девочки.

    Однако Марет из тех редких женщин, которая никогда не отчаивалась и не давала себе расслабиться. «Да не переживай ты так за сына, — говорила она мужу каждый раз, когда рождалась девочка, — да я тебе обязательно рожу сына в следующий раз». А девочки тем временем, словно солнышки появлялись на свет и радовали многодетного отца своим задором, смехом и необыкновенной нежностью, которую проявлять умеют только они – девочки. И взаимопонимание между супругами удивительным образом позволяло возвышаться над страстным желанием иметь сына и разными проблемами жизни.

    — Да их практически и не было, — говорит Марет. — Жили мы не в роскоши, но никогда ни в чём не нуждались. Мы довольствовались малым и были счастливы. В моей памяти эти времена, когда мы ждали вечерами с работы отца, отмечали дружно дни рождения, остались самыми замечательными и светлыми днями моей жизни.

    Они и сегодня собираются за круглым столом, что стоит на кухне, традиционно отмечая дни рождения каждой женщины, маленькой и большой. И, конечно же, обязательно торт на столе 18 октября, в день рождения главного и пока единственного мужчины в их доме – папы. Младшим сёстрам – Амине и Хаве – сейчас девять лет, они близняшки, и когда погиб отец, им было по два года. Они, конечно же, не помнят отца, но чувствуют всегда его присутствие. Рассказы старших сестёр, видеоролики, где папа живой и настоящий смотрит на них с экрана монитора, и равнение мамы во всех делах и начинаниях на папу, делает его очень близким и родным во всех отношениях.

    — Когда погиб Гирихан (Марет его так и называла, так как он носил имя дяди, которое произносить снохе по обычаю нельзя), мне казалось, что на меня обрушилось небо, и всё заволокло чёрными тучами, — говорит Марет. — Я была потеряна, не могла собрать себя. Мне казалось, что у меня не хватит сил одной поднять на ноги моих девочек. Но рядом была мама, были близкие родственники, которые в меня верили, поддерживали, и я держалась, как могла, скрывая изо всех сил свою непреодолимую внутреннюю боль.

    Марет потеряла не просто мужа, это действительно была крепкая стена, опора во всём и везде. За неделю до смерти Магомед, словно чувствуя что-то, сказал жене: «Как же ты одна справишься с нашими девочками, если что со мной случится?» Она часто вспоминает эти его слова. В республике было очень тревожно. Череда убийств сотрудников правоохранительных органов, видимо, беспокоила его, да и всех, кто там работал. Тогда Марет напрочь отвергла его слова, она даже допускать не хотела подобной мысли. Но 10 июля 2009 года все информационные сводки республики и России передавали страшную весть: «В Назрани в результате обстрела скончался главный эксперт-криминалист МВД Ингушетии Магомед Гадоборшев». Он умер в больнице, не приходя в сознание, там, где рядом работала и его жена Марет Гадоборшева. Участковый педиатр, не подозревавшая пока ни о чём, принимала пациентов.

    — Мама очень сильная, — говорит старшая дочь Тамара, студентка шестого курса 2-ой Медицинской академии города Москвы. — Мне было шестнадцать лет, и, конечно же, потеря отца для меня была страшным ударом. Словами передать это состояние невозможно. Но я держалась, как могла, потому что смотрела на маму, такую всегда яркую, светлую. Надо было ей помогать смотреть за младшими сёстрами. Всё вдруг изменилось в одночасье в нашей семье, словно солнце закрылось и нескончаемо пошли пасмурные дни. Хотя мама старалась быть внимательной, окружала нас заботой, но мы видели, что той искры в глазах, которая была при папе, уже нет. Есть другая мама – сильная, заботливая, не дающая спуску ни нам, ни себе. Обязательная в требованиях к нам, строгая, но добрая и внимательная. Она одна несёт всю эту тяжесть воспитания и обеспечивает нас всем, да так, чтобы и не избаловать, и в то же время не ущемлять ни в чём.

    Девочки у Марет как на подбор – все красавицы и умницы. Две старшие студентки Московского медицинского института, третья – будущий юрист, учится в Ингушском университете, младшие – в лицее города Назрани. Никто из них не огорчает её ни замечаниями по поведению, ни укорами по учёбе. Они очень способные, и мама старается дать им, в свою очередь, не только любовь, но и достойное воспитание. Основы ислама, чтение Корана – многодетная мама говорит, что это на первом месте, благо, есть возможность получать эти знания. В вопросах традиционности семейного уклада она принципиальна.

    — Семья для меня – это дом, где куётся культура народа, — говорит Марет, — это крепость, которая и сегодня, и в дальнейшем должна оберегать моих дочерей. А значит, надо её строить надёжной и крепкой. Они должны знать и следовать нашим традициям, они будущие матери ингушских дочерей и сыновей. А это много значит. В такой семье будет и понимание, и любовь, преданность и самопожертвование. Будет одна на всех радость и печаль. Вот такая семья и есть опора в горе и в радости. Уважение старших и забота о младших – основа основ крепкой семьи. Старшая Томочка для них во всём должна быть примером для подражания, значит, ей надо держать марку. Без ответственности старших и готовности младших прислушиваться к опыту и мудрости, нет и крепкой семьи. Ну и взаимоуважение, и доверие – это обязательно. Мои старшие дочки всегда помогали мне, нянчили младших, и сегодня с удовольствием устраивают нам праздники, воплощая свои фантазии и идеи, включаются в семейные заботы легко и без вопросов. Пока меня девочки не огорчали, надеюсь, так будет и в будущем.

    semiya2

    В семье Гадоборшевых всегда шумно и весело, особенно когда собираются все вместе, приезжают студентки и суетятся на кухне, чтобы вечером маме, уставшей на работе, сделать небольшой семейный праздник. Тамара делает свою пиццу, мама её очень любит, Диана – салаты, а Зара готовит вишнёвый пирог, Дали, Самира, Амина и Хава помогают им и убираются по дому. Каждая наперебой успевает рассказать про свои секреты, которые при маме вечером не обсудишь, а за ужином отрываются уже все вместе, делясь школьными и университетскими историями.

    Конечно же, бывают в семье и ссоры по мелочам, но это ненадолго. В многодетной семье легче научиться любить друг друга и служить друг другу, делиться радостями и огорчениями, считает мама Марет. А так все очаровательные женщины в этом доме говорят, что у них всё хорошо. На 8 Марта они дарят друг другу радость общения и один подарок от всех – маме, с праздничным тортом, да так, чтобы и недорогой, на собранные копейки, что даются им на мелкие расходы. Но тем оно и приятнее, ведь здесь тоже кроется своеобразная забота о маме. Конечно же, ей нелегко, но гармония, царящая в её семье, даёт ей силы не замечать трудностей и не говорить о них, как будто их и нет вовсе.

    — Сегодня тебе трудно и грустно, а завтра легко и весело, — говорит Марет, — всегда надо стараться быть оптимистом.

    — Мама сильная – это её основное качество. Она не любит плакаться и нам не разрешает. Всё, что происходит с нами, она принимает с благоговением к Всевышнему. В этом, наверное, и её сила, и крепость нашей семьи.