• Системной проблеме – системный ответ

    В одном из своих выступлений премьер-министр России Дмитрий Медведев признался, что «…коррупция превратилась в системную проблему, и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ». Безусловно, проблема коррупции очень остро стоит в нашей стране, и решить ее можно только с помощью комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на ее искоренение, но и на недопущение появления способствующих коррупции факторов. 

    Так, первым звеном, которое может содействовать проявлению коррупции, являются нормативные правовые акты — основа правовой системы страны. О том, какие меры принимаются, чтобы предотвратить использование нормативных правовых актов в коррупционных целях, нашему корреспонденту рассказал старший помощник прокурора Сунженского района Магомет Килоев.

    — В последние годы разработке российского антикоррупционного законодательства уделяли повышенное внимание. В результате в конце 2008 года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Он установил основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Кроме того, он закрепляет основные меры по профилактике коррупции, одной из которых является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Для реализации положений этого закона в части проведения антикоррупционной экспертизы в июле 2009 года был принят Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Он устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов для выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

    Коррупциогенные факторы – положения нормативных правовых актов или их проектов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования, тем самым создающие условия для проявления коррупции.

    Месяц назад Правительство России своим Постановлением «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы» установило порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Отныне все проекты нормативных правовых актов не менее чем на 7 дней должны размещаться на сайте regulation.gov.ru для их независимой антикоррупционной экспертизы. Определено также, что повторное размещение проекта на данном сайте требуется только в случае его изменения по итогам публичных консультаций и общественного обсуждения. Кроме того, правила проведения антикоррупционной экспертизы дополнены положениями, регламентирующими порядок рассмотрения заключений, подготовленных по результатам такой экспертизы. Определено, в частности, что заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, в адрес которых оно направлено, в 30-дневный срок со дня его получения. В перечень коррупциогенных факторов, выявляемых при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, включены «нормативные коллизии» — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов власти или организаций возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. Кроме того, в методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов внесены изменения, предусматривающие проведение такой экспертизы не только в отношении актов органов власти, но в отношении актов организаций.