• Сохраним ли мы родной язык?

    Для каждого народа естественно желание сохранить родной язык. Другое дело, что нам не все в этом мире подвластно — огромный комплекс социальных, политических, экономических, геополитических факторов тянет нас по своей колее, нередко, в абсолютно неведомое направление. Куда нас выведет – Бог весть. 

    В 1961 году советский руководитель Никита Хрущев волевым решением подписал закон о реформировании программы обучения родным языкам, который, по мнению специалистов, во многом способствовал торможению их развития.

    Нынешняя пресловутая глобализация только добавила этому вектору неопределенности. Периодически представители языковедческого мира собираются вместе, чтобы обсудить насущные проблемы сохранения языков малых народов, не говоря уже об их развитии. На научных конференциях и семинарах ученые не на шутку бьются над вопросами «чистоты» национальных языков, твердят об их катастрофичном состоянии, ЮНЕСКО объявляет жуткие данные о вымирании родных языков северокавказских народов.

    Может, это естественный ход истории, и нам не стоит вмешиваться в этот процесс? Можно ли, например, серьезно обсуждать какие бы то ни было проблемы по национальным литературам, если сегодня исчезает язык данных литератур?

    — Проблема сохранения, развития и реформирования национальных языков не нова, – говорит заведующая кафедрой ингушского языка гимназии №1 г.Карабулака Лидия Комурзоева. — На всех этапах она разрабатывалась и велась специалистами, не равнодушными к проблемам языка, но до сегодняшнего дня они стоят столь же остро. С той лишь разницей, что официально обозначена неутешительная перспектива.

    На самом деле, в республике  проводится определенная работа по решению этой проблемы, но вся существующая система мероприятий по сохранению и развитию языков недостаточно эффективна. По-прежнему «зависшей» является проблема орфографии, когда слова, которые в нашей устной речи звучат естественно для нашего слуха, в письме выводятся совершенно иначе.

    Об этом говорят давно и много, но ничего не двигается с мертвой точки. Без литературного языка любой язык обречен на деградацию, сегодня же мы используем в обыденной жизни язык-суррогат – следствие усилившейся урбанизации, молодежи легче общаться на этой абракадабре в учебных заведениях, после окончания которых она окончательно закрепляется в сознании, а потом передается их детям. Но, родной язык жив до тех пор, пока существуют подвижники, которым не безразлична его судьба.

    Знатоков «чистого» ингушского языка, увы, с каждым годом становится меньше, соответственно, и решение упомянутых проблем осложняется в геометрической прогрессии.

    Огромную роль в сохранении языка играет и семья. В наши дни очень невелик процент полноценных носителей родного языка, и эта ситуация стремительно усугубляется. Однако, семья хоть и может в какой-то степени влиять на языковую ситуацию, тем не менее, не может определять ее в целом.

    Сегодня, с моей точки зрения, существует крайняя необходимость более тщательной научной и практической проработки всех вопросов, касающихся ингушского языка, создания различных языковых программ, разработки дополнительных более современных методик преподавания языка в школах и вузах республики, особенно в детских дошкольных учреждениях, начальных школах, обозначения проблемы правового обеспечения языковой политики.