• Спор с Пушкиным

    «…Сердце будущим живет, настоящее – уныло, все мгновенно, все пройдет, что пройдет – то будет мило». Эти пушкинские строки в последнее время все чаще и чаще всплывают в памяти, когда понимаешь, что люди (по крайней мере – подавляющее большинство) сыты, обуты и одеты, а счастья в глазах почему-то не видно. 

    О чем я говорю? Я имею в виду нашу щемящую душу ностальгию о прошлом, когда вроде бы и порядка было больше и доверие с взаимоуважением между людьми не казались чем-то из ряда вон выходящим, да и вообще (добавят с сарказмом скептики) – «деревья были выше и зеленее, солнце светило ярче».

    Прошлое всегда вспоминается с добротой в душе. Ну хотя бы потому, что мы были моложе. А вот живет ли наше сердце «будущим» — здесь вопрос. Сегодняшним днем – это я согласен. Вот-вот. Сиюминутные чаяния и страсти, желание «не отходя от кассы» получить все «по гамбургскому счету», поступаясь малым (желательно и без оного) – тренд нынешней действительности. И самое прискорбное, что вовлечены в этот разъедающий общество, расшатывающий порядок в нашем человеческом общежитии процесс все без исключения: и те, кто воспитан на лучших принципах и обычаях родителей и наших предков, и те, кто ими лишь прикрывается ради достижения своих целей.

    Первые – скрепя душой, вторые… Для вторых – такое положение вещей само собой разумеющееся. Водораздел исчез. Подобные мысли посещали меня и раньше, но окончательно они обнажились на днях, когда я участвовал в приеме граждан руководством администрации Назрани.

    Вот молодая женщина со слезами на глазах просит руководство города помочь ей выкупить землю, на которой стоит ее щитовой домик, выделенный ей мэрией Назрани. Женщина запомнила о благородном поступке и просит еще. Для кого-то это — наглость, а для женщины, возможно, шаг отчаяния.

    Кто-то пришел выбивать материальную помощь. Да, понятно – многим она сегодня необходима. Но так же ясно, что существует «устойчивая группа» профессиональных просильщиков, «съевших собаку» в этом ремесле.

    А вот молодой человек просит содействия для старта своего малого бизнеса: хочет, чтобы ему позволили на законном основании построить объект рядом с его частным домовладением. В руководстве города объясняют, что существуют градостроительные нормы и т.н. красная линия, за которую выходить нельзя. Вместе с тем, все мы знаем, сколько этих частных объектов не просто вышли за пресловутую линию – они буквально бельмом в глазу стоят на них в нарушение всех мыслимых и немыслимых норм, являясь головной болью для городских властей, мешая нормальному течению нашей жизни.

    Подумалось: хороший парень, пришел, чтобы в дальнейшем его бизнес не оказался за гранью закона, чтобы у его дела было будущее. А сколько тех, кому наплевать на этот закон — и не сосчитать, как говаривала Донна Роза. Да уж. Такие вот досужие мысли. Так что, чем живет наше сердце – будущим или сегодняшним – с этим еще можно поспорить с великим поэтом.