• Средневековые мастера-строители

    Продолжение. Начало в № 120 Секреты и навыки строительного дела мастер всегда держал в тайне и передавал их только своему наследнику.

    Интересное фамильное предание о выдающихся потомственных мастерах каменного оборонительного зодчества из горного с. Хяни, специализировавшихся на строительстве, прежде всего, модифицированных боевых строений громадной высоты, было сообщено нам в 1977 г. местным старожилом А.А. Ханиевым: «Здесь в прошлом жили мои прямые предки — Ханиевы, занимавшиеся строительством боевых и жилых башен. Других видов строений они не делали. Последнюю высокую 4-этажную жилую башню в Хяни они сложили ровно 203 года тому назад. Среди фамилии Ханиевых было много умелых мастеров-башенников, но особенно прославились своим искусством отец и его старший сын, которых приглашали для выгодной работы соседние народы. Они работали вместе и складывали боевые башни 2-х сортов: «прочные» — из очень крупных камней, но без крыши (т.е. без ступенчато-пирамидального завершения) и «красивые» — из камней меньших размеров, но лучше обработанных, с красивой крышей и специальным завершающим «благословенным» камнем на ней. На возведение «красивой» башни уходило больше сил и времени, требовалось большего мастерства и умения. Однако за ее постройку и платили больше. Повзрослев и переняв основные сложные навыки и секреты строительного ремесла у отца, сын постепенно стал преуспевать в этом деле и захотел уже самостоятельно возводить башни. Узнав об этом, его отец, после недолгих раздумий, поставил перед ним одно условие: «Если ты в состязании со мной быстрее построишь более красивую и прочную боевую башню, то я согласен!». И отец начал класть боевую башню в самом Хяни, а сына тем временем пригласили для этого в Ляжги. Избранные по обоюдному согласию судьи должны были определить победителя. Сын на 2 дня раньше закончил строительство своей боевой башни, но узнав, что отец немного отстал в работе, он приостановил установку последнего, завершающего крышу специального белоснежного конусовидного камня и сделал это лишь на миг раньше. Однако, победителем определили работу отца, башня которого отличалась своим изяществом, но и работу сына отметили тем, что он с того дня стал самостоятельным мастером. До настоящего времени величественно высятся над селениями Хяни и Ляжги две 6-этажные боевые башни 30-метровой высоты.

    Высоко ценились в горах дары в виде больших угловых камней для основания башни (каждый из которых часто приравнивался к стоимости одного быка). Так, во время возведения одной из башен в горной Ингушетии приятель хозяина привез в подарок большого жирного барана, по поводу чего последний заметил: «Лучше бы ты подарил мне угловой камень!». А в небольшом замковом селении Белхан и сейчас местные жители показывают большой арочный камень дверного проема жилой башни, некогда принесенный женихом в составе калыма за невесту. По обычаю, при строительстве башни массивные и дорогие угловые камни должны были приносить племянники хозяина, а арочные монолитные камни дверных и оконных проемов дарили зятья. Если же они по разным причинам не в состоянии были этого сделать, то взамен каждый из них давал одного хорошо откормленного барана или даже быка. В с. Лялах, например, некоторые жилые и боевые башни, а также оборонительные стены сложены из огромных (особенно в основании) камней-монолитов, привезенных состоятельными родственниками из Ассиновского ущелья, вследствие чего эти постройки, по многочисленным преданиям, обладали солидной прочностью и были неприступны при осаде. Следует добавить, что обычно каждая женщина, идущая за водой, должна была захватить по дороге камень и принести к строящейся башне.

    Известь также ценилась, часто ее преподносили в качестве подарка. Нередко при рождении девочки, отец с близкими родственниками рыл яму, которую заполнял известью и для прочности вместо воды заливал ее кислым молоком. Затем яму засыпали. Когда же девочка вырастала и, став невестой, должна была покинуть родную башню, то в качестве приданого отец давал ей известь, чтобы та башенная постройка, которую воздвигнут молодые, была такой же крепкой, как родительская.

    Продолжение следует.
    Источник: Ингуши – М., 2013