• Средневековые мастера-строители

    Продолжение. Начало в №№120-122. Интересно, что по обычному праву ингушей и соседних народов хозяин-заказчик нес полную ответственность за жизнь и здоровье строителя, нередко выполняя даже прихоти и капризы зодчего. Так как строительство было не только искусством, но и тяжелым физическим трудом, заказчик должен был хорошо кормить зодчего. Бытовало поверье, что чем лучше заботишься о строителях, тем прочнее и красивее он сложит в установленный срок заказанную постройку. Если же зодчий погибал в результате несчастного случая, работая голодным, полную ответственность за это, как за преднамеренное убийство, нес хозяин постройки. В горах широко известно такое предание: вырвавшийся из рук рычаг лебедки столкнул строителя с верхнего этажа башни; летя под откос, тот закричал: «Фетта, фетта», что означает «натощак»; строитель кричал это, чтобы обеспечить свою семью платой за кровь, но хозяин башни успевает в ответ громко перечислить все, что съел накануне строитель (столько-то хлеба, масла, сыра, мяса…), чем избавляет себя от неположенной платы. Но даже если смерть строителя наступала не по вине хозяина, но на хозяйской работе, выкуп за смерть мог быть только уменьшен, но не аннулирован полностью (И.Дахкильгов).

    Строитель был человеком мирной, но опасной профессии, так как «от?ходничество» лишало его кровнородственной защиты. Нередко опытного именитого мастера пытались похитить, задержать силой и щедрыми дарами переманить к себе на постоянное жительство, представители знати ингушских, а также соседних горных обществ. Так, для похищения известного ингушского каменщика Дуго Ахриева из его родного с. Фуртоуг соседние хевсуры снарядили целый воинский отряд, а представители осетинского при?вилегированного сословия (баделяты) обещали ему значительный участок земли, огромное стадо быков и овец, если бы Дуго Ахриев дал согласие пе?реселиться со своей семьей в Северную Осетию и продолжить здесь строи?тельство красивых и прочных каменных строений. Местные долгожители сообщают также интересную историю о талантливом зодчем из ингушской фамилии Котиевых, характеризующую условия, в которых работали масте?ра. «Когда строитель закончил возведение боевой башни в поселке Мецхал, его пригласили на работу к соседним народам. Но опасаясь, что его могут там задержать, он (уходя из своего поселка) условился, что, если пришлет за машиной для поднятия камней, это будет условным знаком, что с ним не все благополучно, и что присланных людей надо задержать как заложников. Предположение оправдалось, его задержали на территории современной Чеч?ни. Когда присланные им люди явились в Мецхал за машиной, жена масте?ра привела их к лазу в нижний этаж башни, сказав, что машина спрятана там те спустились в подземелье, а женщина закрыла над ними отверстие. В конечном итоге мастер был отпущен без выкупа, в обмен на задержанных» (И.Щеблыкин).

    Довольно часто, преуспев в своем ремесле, опытные мастера приобретали богатство и знатность, породниться с ними считалось большой честью (даже если они происходили из «худородных» фамилий или же были чужеземца?ми). Ведь за возведение в течение года только одной боевой башни строитель получал 50-80 коров или до 800 овец и еще подарок — лошадь или быка. За строительство жилой башни ему платили 10-25 коров. Иногда за сооружение башенных и склеповых построек расплачивались землей, оружием, пленни?ками, металлом, одеждой и прочими изделиями. Обычно мастер возвращался в родной поселок торжественно, обязательно верхом на лошади, гоня перед собой большое стадо скота, некоторую часть которого он раздавал «почет?ным» людям, уплачивал прошлые долги и жертвовал родному святилищу по случаю благополучного возвращения после успешно завершенной работы.

    В позднем средневековье в среде местных зодчих наметилась более уз?кая специализация: появление ряда профессиональных групп мастеров по возведению конкретного вида построек (боевого, жилого, хозяйственного, погребального и культового характера) и менее квалифицированных ремес?ленников по добыче и обработке камня (камнерезчики, каменотесы). Только самые искусные строители, достигшие наивысшего мастерства в своем деле, были универсалами и умели воздвигать несколько видов каменных строений. Обычно это были потомственные зодчие по возведению наиболее сложных боевых башен с пирамидальным венчанием и замковых комплексов. Именно этим, наиболее талантливым и знаменитым строителям общество поручало возведение своей культовой святыни — храма или святилища. Причем за это не полагалась плата, и в большинстве случаев там не разрешалось оставлять на стене оттиск своей руки. Но эта работа приносила ему еще большую популярность, покровительство в будущем у жреца и рода данной святыни. В возведении культовой постройки принимало активное участие все взрослое мужское население рода: по обычаю каждая семья обязана была принести большой камень и еду или же пригнать тучного барана. Мастер не имел права сам добывать камень, даже для ремонта собственных хозяйственных соору?жений, а был обязан для этой цели нанимать людей со стороны. В противном случае общество лишало его возможности в течение двух сезонов работать самостоятельно. Добыча камня осуществлялась специальной группой камнедобытчиков повсеместно в горах Ингушетии (в частности, в штольнях-карьерах на склонах гор Мят-Лоам, Цей-Лоам, Цори-Лоам и др.). Карьеры, рас?положенные около поселений, принадлежали сельским общинам, которые и решали вопросы о конкретных размерах добычи камня, его продаже, найме камнедобытчиков (как местных, так и со стороны). Добыча камня велась группой из 5-9 человек. При знакомстве мастера с камнеразработчиком оговаривались условия заготовок, причем первая заготовка не оплачивалась и была пробной. Если привезенный каменный блок не браковался зодчим, то группа считалась приступившей к работе (Хасиев). Из полученного камня камнерезчики, например, изготовляли надмогиль?ные памятники — чурты. Многие из последних изготовлены весьма тщательно и являются образцами высокоразвитого местного декоративно-прикладного искусства.

    Таким образом, в ингушском средневековом обществе сложилась и весьма продуктивно функционировала многочисленная высококвалифицированная, потомственная и привилегированная категория мастеров-зодчих (со своими уставными требованиями), специализировавшихся на возведении оборони?тельных и погребальных, культовых построек.

    Источник: Ингуши — М., 2013