• Средневековые мастера – строители

    Мы продолжаем публикацию Историко-этнографических материалов ингушского народа. Сегодня речь пойдёт о строителях-мастерах периода средневековья. 

    Горная Ингушетия на фоне других областей и районов Северного Кавказа значительно выделяется насыщенностью различными памятниками истории и культуры. Здесь, на сравнительно небольшой территории очень густо сосредоточены в большинстве своем довольно хорошо сохранившиеся уникальные памятники старины, особенно каменного зодчества, часто не имеющие аналогов как по значимости, так по количественному и качественному разнообразию во всем мире. Это не только известные стройные 3-5-ярусные полубоевые и изящные 4-6-этажные боевые башни (нередко достигающие 30-метровой высоты), но и обильные, разнотипные и разновременные (начиная с эпохи бронзы и до первой половины XIX в.) крупные каменные строения, мощные замковые комплексы, древние селища, громадные мегалитические (циклопические) жилища, труднодоступные скальные убежища, приземистые сакли и придорожные «гостиницы», протяженные заградительные и оборонительные стены, оригинальные по конструкции подземные, полуподземные и наземные склепы, сложные мавзолеи, обширные каменноящичные и пещерные некрополи, пышно декорированные намогильные стелы — чурты, живописные храмы, святилища и культовые места, благоустроенные торгово-транспортные, военные магистрали (в том числе пролегающие здесь вымощенные участки Великого шелкового пути — «Дороги ингушей») и родники, различные хозяйственные и иные сооружения и многие другие достопримечательности каменного зодчества. Талантливые потомственные ингушские зодчие заслуженно славились на всем Центральном Кавказе своим непревзойденным мастерством. Дошедшие до нас отрывочные исторические письменные источники особо подчеркивают, что ингуши хорошо «умеют строить из камня на извести и из них воздвигают дома, башни и укрепления» (В. Багратиони, 1904).

    Народный фольклор сохранил имена и фамилии только наиболее искусных местных средневековых мастеров-строителей — Дуго Ахриев, Дяци Льянов и Хазби Дуров из с. Фуртоуг, Янд и Эсмурза Яндиевы из Эрзи, Итар из Ольгетти, Тэк-Батыг Эльдиев из Таргима, Берд Евлоев из Старого Евлоя, Ханой Хинг из Хяни, Арсмак из Ляляха, Албаковы из Тумгоя и др. Исследователь Н.Ф. Яковлев писал: «Теперешняя Ингушетия почти не знает ремесленников и мастеровых ингушей, но в старое время в горах имелись целые роды, занимавшиеся, например, постройкой башен из камня. Таковы фамилия Баркинхоевых, жители селения Бархин в горной Ингушетии, которые из поколения в поколение были мастерами-каменщиками, или «искусниками камня»; как выражаются ингуши, тIо говзанчий. Их руками строились широкие 2-3-этажные «галы», т.е. башни-дома, в которых и сейчас еще живут кое-где в горах, или высокие десятисаженные, 4-5-ярусные стройные боевые башни (воу), которые служили надежным убежищем всему роду при нападениях враждебных фамилий, наконец, маленькие «солнечные могильники-склепы» — малх-каш, в которых ингуши хоронили предков и многочисленные храмы (цуу, элгац и др.). Из всех этих сооружений особой тщательности и искусства требовала постройка боевых башен, — писал Н. Яковлев. В частности, только в горной Ингушетии с каменщиками последней фамилии предания связывают сооружение 16-ти боевых башен, среди которых можно отметить великолепные постройки с пирамидальным венчанием и искусно выложенными на стенах, путем выборки камней, большими крестами — «Голгофами» в сел. Таргим, Средний Оздик, Верхний Лейми, Пялинг, Ний, Меллер, Ляжги (Д. Чахкиев).

    Строительным мастерством выделялся Ерда Дударов, воздвигнувший, например, храм-святилище Зодцах-Ерда и целый замок близ с. Хули. Башенные фортификационные постройки Дударовых отличались высокими оборонительными качествами (например, Ляжги, Харпе и т.д.). По материалам Л.П. Семенова и И.П. Щеблыкина, некоторые жилые башни в ингушском поселке Фуртоуг были возведены зодчими из Лейлага, Хяни и Хули. В Джейрахо-Мецхальском районе Ингушетии «искусниками камня» были Янд — родоначальник ингушской фамилии Яндиевых и представители фамилии Котиевых, специализировавшиеся на создании преимущественно боевых башен особой прочности и долговечности. Фольклорные материалы подчеркивают, что Янд в основном возводил высотные боевые постройки с пирамидальным венчанием, а Котиевы — плоскокровельные. О высоком строительном искусстве Янда при кладке боевой башни в с. Джейрах и самом процессе строительства сложена даже содержательная героико-историческая песня «Илли». Работал Янд обычно вместе со своим старшим сыном Эсмурзой Яндиевым, которому передавал секреты строительного ремесла. Интересно, что самому Янду в многобашенном с. Эрзи, где он проживал со своей большой семьей в жилой башне и построил «по заказу общества красивое общесельское святилище «Эрдзели», соседями-первопоселенцами было запрещено возведение боевой постройки, так как он только недавно переселился сюда на определенных кабальных условиях из горной Ассинской котловины. Это удалось осуществить уже после смерти именитого отца, примерно в конце XVIII в., разбогатевшему на поприще строительного дела Эсмурзе Яндиеву, который воздвиг здесь (несмотря на чинимые препятствия) одну из высочайших красивейших боевых башен (Д.Чахкиев).

    Продолжение следует.
    Источник: Ингуши. – М.- 2013.