• Средневековые тамги в Ингушетии

    125 3Ингушские средневековые тамги (родовой знак), (тамаг1а) еще сравнительно слабо изучены. Собранные в последние годы источники (археолого-этнографические, письменные, фольклорные, изобразительные), уже позволяют сделать о них некоторые выводы. Во-первых, в средневековье тамги имелись только у местных ингушских родов, которые обязательно должны были располагать собственным башенным замковым комплексом, культовой постройкой (храмом, святилищем, священной рощей), погребальной склеповой усыпальницей и горной вершиной.

    Как правило, они также имели значительное число хорошо вооруженных и обученных воинов, в любой момент готовых встать на защиту не только своего конкретного рода, но и всего общества. И каждый подобный ингушский род располагал общей отличительной тамгой, являвшейся своеобразной «визитной карточкой» знати общества (как, например, в селах Харпе, Эрзи, Эгикал, Хамхи, Таргим, Барах, Евлой, Пялинг, Ний и др.) Правда, у наиболее крупных ингушских разветвившихся родов (в частности, Евлой, Оздой, Хамхой), постепенно образовавших ряд новых башенных поселений, уже появляются по нескольку тамг по фамильному признаку (Д.Чахкиев). Во-вторых, тамги обычно аккуратно выбивались линейной техникой на фасадных стенах башенных комплексов. У старейшин или вождей родов имелись еще и перстни-печатки с изображением тамг. Последними часто скреплялись документы при заключении различных договоров и соглашений (с Россией, Грузией и др.). Например, в 1810 г. при «приведении к присяге на вечное подданство» России «лучшие и почетнейшие люди шести фамилий ингушского вольного и никому неподвластного народа приложили перстные свои печати» на итоговом договоре-соглашении. Интересно, что в крупнейшем общенациональном храме Тхаба-Ерды долгое время находился под присмотром потомственных священнослужителей из рода Евлой большой медный котел с выбитыми изображениями тамг — «отличительных знаков благородных ингушских родов», который использовался во время всенародных праздников и торжеств (Д.Чахкиев). Недавно стали известны и ритуальные чаши (из серебра и дерева) с изображением тамг, принадлежавшие некогда жителям сел Таргим и Евлой. В-третьих, обладатели тамг постоянно должны были подтверждать свое право иметь их. И это на практике осуществлялось, как правило, не только силой оружия, но и высокими морально-нравственными качествами, благими деяниями и поступками их для всех членов общества. Только в этом случае с ними считались, они решали судьбоносные вопросы жизни народа. В-четвертых, согласно бытовавшему в это время у ингушей обычному праву «за нанесение ущерба, оскорбления или подделку» тамги на виновного обществом «налагался штраф в размере 1/3 крови». Несомненно, специальное целенаправленное выявление и комплексное изучение средневековых тамг позволит осветить многие важные вопросы истории и культуры ингушского народа.

    Источник: Ингуши: М.- 2013