• Страх или безразличие?

    158 13

    158 13

    Более полувека назад, 13 августа 1959 года, Volvo PV544 — первый в мире автомобиль, оборудованный трехточечными ремнями безопасности, — был доставлен дилеру в шведском городе Кристианштад. В течение последующих 50 лет ремни безопасности спасли миллионы жизней во всем мире и стали неотъемлемым элементом защиты людей в транспортном средстве. Согласно статистике, применение ремней безопасности предотвращает смертельные повреждения в 75 случаях из 100.  

    О том, насколько опасно оказаться не пристегнутым во время удара, говорит такая аналогия: при лобовом ударе, в зависимости от скорости наезда, люди получают такие же повреждения, как и при падении на твердое основание с различной высоты: 40 км/ч — 6,3 м, 60 км/ч — 14 м, 80 км/ч — 25 м. Для тех же, кто бывает пристегнут ремнями безопасности, деформирующийся бампер автомобиля является той «мягкой подушкой», которая гасит кинетическую энергию при наезде. При больших скоростях польза их заметно снижается, но и в этом случае считается, что риск получить травму в 2 раза меньше, чем у тех, кто не был пристегнут. Известно, что 70% спасений в критичных авариях обеспечивают именно ремни (для сравнения: подушки безопасности – 20%). Известный французский эксперт по безопасности движения Кристиан Жерондо выяснил, как развиваются события, когда водитель на скорости 80 км/ч совершает наезд на какое-либо неподвижное препятствие. В своей книге он красноречиво, предельно доходчиво для каждого описывает, что происходит с водителем и пассажирами в такой ситуации.

    158 14

    Вот эти строки. «…Спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в тридцать раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры — если они не пристегнуты ремнями безопасности — продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.

    Спустя 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 сантиметров.

    Спустя 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль.

    Спустя 0,050 секунды скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила тяжести, в 80 раз превышающая их собственный вес.

    Спустя 0,068 секунды водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток.

    Спустя 0,092 секунды водитель и сидящий рядом с ним пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа.

    Спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад; он уже мертв.

    Спустя 0,110 секунды автомобиль начинает слегка откатываться назад.

    Спустя 0,113 секунды сидящий за водителем пассажир — если он также не пристегнут — оказывается с ним на одной линии, наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения.

    Спустя 0,150 секунды наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли. Все произошло менее чем за две десятых доли секунды…».

    Жуть? Лично меня проняло до дрожи. И это только наезд на неподвижный объект. А представьте если два лихача сталкиваются лоб в лоб при скорости даже больше чем 80 км.ч. Однако, человек существо хоть и наделенное Творцом разумом, но редко им пользующееся. За 9 месяцев текущего года в нашей республике в результате ДТП погибло 56 человек, более 220 получили травмы. Тяжесть последствий составила 20 погибших на 100 пострадавших, что вдвое превышает средний показатель по стране. Упрямство многих водителей и пассажиров, с которым они отказываются пристегиваться в автомобиле, объяснить сложно, а сами они часто объясняют свой отказ от ремня безопасности довольно странными причинами. Между тем, многие водители не пользуются ремнем, потому что… боятся его. Водители уверяют, что при боковом ударе ремни безопасности могут задушить водителя, а во время фронтального столкновения они ломают ребра. Так же, считают они, что если человек не пристегнут, то при лобовом столкновении он вылетит через лобовое стекло на мягкую травку и останется целым и невредимым.

    Еще одна из версий водителей — страх сгореть в машине в случае ДТП — они считают, что пристегнутый водитель при возгорании автомобиля не сможет быстро выбраться из салона и в итоге зажарится. У таксистов и дальнобойщиков есть свои страхи. Многие из них считают, что, пристегиваясь ремнем, они имеют больше шансов погибнуть от рук бандитов. Таксисты уверены, что при нападении грабителей они успеют быстро открыть дверь машины и выбежать на улицу. Самое удивительное, что многие из тех, кто даже пристегивается, делают это не из-за боязни пострадать в ДТП: они просто хотят избежать штрафа. И удивительно: переубедить их, рассказывая о статистике, говорящей что они не правы, практически, невозможно, в отличие от нашей страны водители, скажем, той же Европы более дисциплинированы в плане использования ремней безопасности: там более 80% автомобилистов и их пассажиров пристегиваются ремнями, неважно на каком месте в автомобиле они сидят. Пристегивание ремнем там превратилось в привычку и доходит до автоматизма: сел за руль, а рука тянется к ремню. Кстати, во многих странах в случае ДТП водитель не получает страховку, если не был пристегнут ремнем.

    На днях в нашей республике стартовала профилактическая акция госавтоинспекции «Ремень безопасности», которая продлится до 31 октября. Только за три дня инспекторы дорожного движения выписали около полутора тысяч протоколов нарушителям. К акции присоединилось и сообщество интернет-пространства. Главный редактор ингушского портала magas.su Курейш Даурбеков признается, что в Фейсбуке активно набирает популярность флешмоб, взывающий водителей к разуму, призывающий их соблюдать правила дорожного движения в т.ч. и пристегиваться ремнями.

    Что же делать, как людей заставить беречь свои жизни? Постоянные напоминания представителей духовенства о том, что погибший в ДТП, который не был пристегнут ремнем, считается самоубийцей (а потому прямиком отправится в ад) многих водителей не особо тревожит. Есть такая виртуальная Дарвиновская премия, которую присуждают за самый идиотский способ поиграть со смертью: попрыгать на противопехотной мине, перепилить силовой провод, привязать себя к коленвалу грузовика. Может перспектива оказаться ее лауреатами отпугнет неразумных водителей и заставит их пристегиваться?

    Для разрядки – один курьезный случай. Упомянутую премию в свое время вручили жителю Лос-Анджелеса Ларри Уолтерсу, который решил осуществить давнюю мечту — полететь, но не на самолете. Он изобрёл собственный способ путешествовать по воздуху. Уолтерс привязал к удобному креслу сорок пять метеорологических шаров, наполненных гелием, каждый из которых имел метр в диаметре. Он уселся в кресло, взяв запас бутербродов, пиво и дробовик. По сигналу его друзья отвязали верёвку, удерживавшую кресло. Ларри собирался плавно подняться всего на тридцать метров, однако кресло как из пушки взлетело на пять километров.

    Совершенно окоченевший Уолтерс, не рискнул стрелять по шарам на такой высоте, чтобы спуститься. Горе-воздухоплавателя долго носило в облаках, пока наконец радары лос-анджелесского аэропорта не засекли его. Уолтерс все-таки решился выстрелить в несколько шаров и сумел спуститься на землю. Но веревки, на которых висели сдутые шары, запутались в высоковольтных проводах, что вызвало короткое замыкание. Целый район остался без электричества.

    Когда Уолтерс оказался на земле, его немедленно арестовали. На вопрос полицейских: «Зачем вы это сделали?», — он ответил: «Ну, нельзя же всё время сидеть без дела». Как ни странно, думаю, в этом ответе, в какой — то степени и кроется причина безразличия людей к собственной безопасности. Они все «деловые», а ремень их просто отвлекает от «серьезных» дел.