• Традиционные методы лечения у ингушей

    Мы продолжаем публикацию этнографических материалов доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой.

    В народной медицине ингушей сочетались рациональные и иррациональные спо­собы лечения. Первые опирались на лекарственные средства растительного и животного происхождения, вторые (заговоры, снятие сглаза, порчи) осно­вывались на силе магического воздействия.

    Рассмотрим здесь рациональные методы лечения. Ингуши, как, впрочем, и все народы, использовали в лечении различных болезней травы, заготовка которых проводилась, как правило, весной в период цветения, летом и осенью — в зависимости от того, когда растение наберет целебную силу. Их высушивали и хранили в специальных мешочках. В основном это были растения, широко распространённые в данной местности.

    Так, при простудных заболеваниях использовали настой шиповника и мяты;  болячки и ссадины лечили подорожником; семена тыквы использовали в борьбе с паразитами желудочно-кишечного тракта; крапивой лечили суставы, её употребляли и для укрепления иммунитета, как облепиху и плоды грецкого ореха; чистотелом прижигали бородавки и т.д.

    В лечении больных использовали и продукты животноводства. Помимо традиционного молока и молочнокислых продуктов, которые использовали в лечении простудных заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, в лечении применяли жир, кожу, внутренности животных.

    Например, слабого ребёнка закутывали в мясо животного или сажали в желудок свежезарезанного бычка, считалось, если ребенок там заснет, то, значит, излечится от недуга.

    Чёрной шерстью барана лечили ушибы, растяжения, легочные болезни. Шерсть слегка состригали и накладывали на больное место. При легочных заболеваниях с молоком пили козий, барсучий и медвежий жир. Топленый нутряной жир был важным компонентом лечебных мазей, а масло из буйволиного молока клали на голову как средство от головной боли. Курдючный жир при туберкулёзе большими кусками накладывали на тело, им же лечили раны, а вываренное овечье молоко использовали для лечения ожогов, здесь же применяли и мазь их яичного желтка.

    В лечебных целях ингуши широко использовали и гидротерапию. Считалось, что река обладает мощной очищающей энергетикой, и потому заговаривали у бегущей воды всякие болезни фразой: «Пусть унесет тебя быстрая горная река…».

    За целебные свойства родники (серные, соленые, щелочные и углекислые) называли «лечащая вода» (дарбан хий). Только в Джейрахском ущелье более пяти целебных источников. Один их них – Хьовра-хьаст — характеризуется высоким содержанием ионов сереб­ра. Воду из источника использовали при любом заболевании, в числе которых и лечение ран.

    Знаменитые Ачалукские лечебные минеральные воды, хлоридно-натриевые воды в районе с. Даттых и йодобромные воды на одной из нефтяных скважин в районе г. Малгобека применяют широко и сегодня при лечении болезней желудка, суставов, кожи, нервных депрессивных состояний, различных других заболеваний.

    В лечебных целях применяли также росу, дождевую и снежную воду, пар. Лечебным фактором служил и воздух, который вдыхали рано утром у реки — от коклюша и кашля.

    Соль в былые времена ингуши также широко использовали в практике лечения. Её носили в кармане и использовали щепотками при головных болях, головокружении, желудочно-ки­шечных заболеваниях, заболеваниях дыхательных путей, ран и т.д. В предгорной части Ингушетии, в с. Даттых, имелись солевые источники.