• Труд — отец богатства, мать его — земля!

    О земле можно говорить много и всё равно — всего не скажешь. Это весьма емкое и многогранное понятие. Одно очевидно, степенью отношения человека к земле определяется его благополучие в главном факторе жизни — питании. Сложными остаются в республике земельные отношения и одна из причин этого — тотальный нигилизм земельного законодательства, отсутствие эффективных мер и административных ресурсов в противостоянии этому.  

    В результате появилась масса возможностей для разбазаривания земель. Многое делалось под прикрытием так называемых земельных комиссий, которые не несут и не понесли ответственности за этот земельный разбой, так как они не предусматриваются ни одним из нормативных актов. Это позволяло чиновникам уходить от ответственности, ссылаясь на решения комиссий. В итоге за 23 года республика потеряла не менее 40 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них пашни — более 20 тыс. га.

    Пашня — главный источник самой жизни, и благополучие людей определяется по ее наличию. В мире этот показатель составляет в расчете на 1 человека 0,20 — 0,22 га, в России — порядка 0, 95 га, на Северном Кавказе — 0, 60 га, а в Ингушетии — не более 0, 18 га. Критической чертой обеспечения себя основными продуктами питания в наших природно-климатических условиях является площадь пашни в пределах 0,30 — 0,35 га на душу населения (при использовании традиционных технологий сельхозпроизводства). Лишь интенсивные технологии на орошаемых землях позволят произвести количество продовольствия близкое к потребности. Такая перспектива будет сопряжена большими капитальными вложениями на приобретение дорогих технологий и производством мелиоративных работ. В комплексе эти затраты ориентировочно составят в пределах 2 — 2,5 млн. руб. на гектар пашни. При условии, что в республике найдутся порядка 30 тыс. га пригодных для орошения земель, объемы инвестиций на эти цели составят ориентировочно 60 – 70 млрд. руб.

    Земля по своей значимости для человека бесценна, без нее нет жизни, и затраты на ее возделывание неизбежны и оправданы. Потеря одного гектара пашни ведет к потере возможностей прокормить в течение года: хлебом – 30 чел., картофелем – 250 чел., сахаром – 180 чел., растительным маслом – 90 чел., молоком — 15 – 16 чел., и мясом – 7 чел. Таков потенциал одного гектара мелиорированной пашни с применением интенсивных технологий.

    Ежегодно, начиная с 1992 г., площадь пашни уменьшалась не менее чем на 1 тыс. га и терялась навсегда возможность прокормить в течение года более З тыс. чел. и не менее 6 – 7 тыс. чел. при интенсивных технологиях производства. За этот период времени «обеспеченность» пашней на душу населения упала с 0,39 га до 0,18 га, т.е., уменьшилась более чем вдвое. Ежегодно, в результате положительной демографии, численность населения республики прирастает не менее чем на 8 тыс. чел., и в течение ближайших 25 лет она возрастет на 200 тыс. чел., и превысит 650 тыс. чел.

    Если сохранится такая же практика разбазаривания земель, пахотный клин до 50 – 55 тыс. га, в расчете на человека уменьшится до 0,08 га, что сделает крайне проблематичным обеспечение себя продовольствием даже на 50%. Несколько успокаивает то, что в ближайшее столетие России не грозит «земельный» голод. Стране принадлежит 11,4% всей суши земли, а население России составляет 2% от общей численности населения планеты. В отличие от других видов товаров, землю нельзя ни импортировать, ни экспортировать и она остается константой по принадлежности.

    В оценке жизненных благ для любого народа, первой и непреходящей ценностью является этот природный дар. Люди еще не научились производить продовольствие без земли. При любых коллизиях, катастрофах и других неординарных ситуациях народ может выжить, если у него будет земля. В нашем неспокойном мире нельзя сказать, что мы застрахованы от всех этих бед, и к ним мы должны быть готовы всегда. Первое и непременное условие самосохранения народа — это наличие хлеба (образно), а следовательно, и земли. Кроме того, доморощенная продукция гораздо дешевле завозимой и, кроме того, повышает занятость населения (к примеру, 1 га: картофеля — 2 чел., овощей и фруктов — 2,5 — 3 чел.), увеличивает доходы людей, пополняет бюджет и всевозможные фонды. Вырученные деньги на рынке от продажи собственной продукции продолжают «работать» внутри республики.

    Как смотрится республика сейчас в вопросах землепользования?

    Не вся пашня в республике находится в обороте. По данным статорганов, в 2014 г. посевами были заняты лишь 67,7 тыс. га. Остальная пашня, порядка 14,З тыс. га, практически пустует, зарастает бурьяном и кустарником в то время, как эти площади пашни могли бы дать растениеводческой продукции на сумму около — 1,6 млрд. руб. Возделываемая часть пашни используется крайне непродуктивно, особенно в государственных предприятиях.

    Еще хуже обстоят дела с использованием приусадебного фонда, общая площадь которого составляет порядка 10 – 12 тыс. га. Это один из парадоксов нашей республики: при крайне низкой обеспеченности своей доморощенной продукцией и невысоких среднегодовых доходах населения не используется такой доступный каждому экономический потенциал, как земля, которая лежит у порога. На приусадебных участках могут возделываться: картофель на площади порядка 2,0 тыс. га (17% от общей площади), овощи — 1,5 тыс. га (12,5%), кукуруза — 6,0 тыс. га (50%), прочие культуры — 0,5тыс. га (4%) и занято под садами и ягодниками 2,0 тыс. га (17%).

    Общий объем товарной продукции, производимой на приусадебных землях, по рыночным ценам составит порядка 2,5 – З млрд. руб. В натуральных и денежных выражениях по видам сельхозкультур это будет ориентировочно выглядеть так: картофель – 30 тыс. тонн (при цене 15 руб. за 1 кг.) на 450 млн. руб., овощей — 22,5 тыс. тонн (при цене 30 руб. за 1 кг.) на сумму 675млн. руб., кукурузы – 30 тыс. тонн (при цене 7 руб. за 1кг.) на сумму 210 млн. руб., фруктов и ягод – 30 тыс. тонн (при цене 30 руб. за 1кг.) на сумму 900 млн. руб. и прочей продукции — на 200 млн. руб.

    Вся эта продукция востребована и приобретается на рынках республики. Основные ее объемы завозятся извне и, следовательно, вся сумма денег, израсходованная на её покупку, уходит через рынок за пределы республики в пользу тех, кто произвел и поставил её нам. В противном случае эти средства остались бы в республике.

    Занятость населения на своих огородах могла бы составить более 10,0 тыс. человек в сезон (6 месяцев). Эти «скрытые» рабочие места оцениваются по трудоемкости возделывания названных культур (картофеля, овощей, кукурузы и садов) в пределах 400 – 450 млн. руб. в год (сезон). Это — оценка без учета затрат труда на производство продукции животноводства (мяса, молока, яиц и шерсти).

    Этот фактор имеет немаловажное экономическое значение. Рациональное использование приусадебных участков в оценке растениеводческой продукции позволило бы сохранить в семейных бюджетах населения не менее 5 тыс. руб. на душу населения, а не отдавать рынку.

    Как «принудить» население заниматься подсобным хозяйством: выращиванием сельхозкультур и содержанием скота, как это было во все времена? Мотивами такого отношения к земле являются — отсутствие реальной угрозы голода и наличие достаточных средств для рынка. Многие обыватели считают: зачем копаться в земле, когда на базаре все есть? А наш базар на 80 — 90% зависим от внешних сельхозпроизводителей. Надо продумать комплекс мер, используя весь арсенал земельного законодательства, чтобы обладать «неработающей» землей было накладно. Строгость следования законам даст свои плоды. Кроме того, следует через средства массовой информаций формировать одиозный образ нерадивого землепользователя.

    У части населения, имеющей приусадебные земельные участки, есть объективные затруднения. Самое элементарное — нечем вспахать, а копать тяжело. Раньше эти проблемы решались лошадьми и волами и отчасти колхозными и совхозными тракторами.

    В этой связи, большим подспорьем стали бы сельские кооперативы по оказанию сервисных услуг в виде вспашки земельных участков, обеспечения средствами малой механизации, семенами, удобрениями, гербицидами и проведения отдельных видов работ. Такие структуры (кооперативы) желательно создать в каждом поселении при помощи государственных (муниципальных) средств под патронатом муниципалитетов, предусмотрев особые преференции в их деятельности.

    В республике есть земли без соответствующих правоустанавливающих документов. Одна из причин такой ситуации заключается в том, что этот процесс изначально никто должным образом не контролировал. Многие землепользователи не имеют свидетельств «Росреестра» установленного образца — единственного легитимного документа на право обладания землей. Оформление правоустанавливающего документа осложняется многообразием форм собственности на землю (федеральная, республиканская, муниципальная и частная). Дирижером всех вопросов землепользования должно выступать Министерство имущественных и земельных отношений в деловом партнерстве с другими ведомствами и службами, а также с муниципалитетами.

    Либерализация земельных отношений не лучшим образом сказалась на сохранности земель и упорядочении вопросов ее использования. Во многих случаях сельхозугодья, в основном пашня, стали предметом массового торга. Кто получил, а скорее всего, купил землю по необходимости, тут же начинал строительство или её возделывание. Таких не более 20%, а 80% участков приобретено впрок или для перепродажи. Такую картину можно наблюдать во всех районах и поселениях республики. Кроме того, отдельные лица в республике отторгли большие площади земель (по несколько десятков и сотни гектаров), оградили их высокими (в 4 -5 метров) заборами и возвели капитальные сооружения, что не всегда допустимо.

    Об отсутствии в республике здоровой земельной политики говорят и такие факты, когда по инициативе органов власти отводятся лучшие по качеству и ландшафту земли под строительство различных промышленных и социальных объектов. К примеру, в республике построены три промплощадки на площади пашни в 150 га, в то время, как можно и нужно было найти менее ценные земли. На пашне начали возникать новые поселения, (Малгобекский и Назрановский районы). Мы идем по более легкому пути в части отвода земель под строительство, так как здесь меньше затрат по созданию нулевого цикла, не нужно сносить горы земель и строить коммуникации в пересеченных местах.

    В республике множество карьеров и часть из них функционирует бесконтрольно. Они (карьеры) наносят ощутимый экологический вред (форсируют эрозийные процессы), выводят из строя сельхозугодия и не проводится их рекультивация. Такая ситуация с карьерами не говорит о том, что за этим тяжело проследить. Здесь, видимо, причина в другом.

    Республика, по заявлению специалистов — геологов, богата разнообразием полезных ископаемых. Со временем на их базе будут создаваться крупные промышленные предприятия по производству стройматериалов и другие. В этой связи, очень остро встанет вопрос сохранения земель.

    Хищническое использование природных богатств недопустимо, и органам власти, надзорным и фискальным структурам сегодня необходимо перестроиться и начать это с наведения порядка в существующих карьерных предприятиях.

    Большим бичом для земель является эрозия почвы. Причиной этого является как сама природа, так и человек. Особенно подвержены этому склоновые земли. Таких земель в республике не менее 25% (около 20 тыс. га) и на этих землях должны соблюдаться свои правила агротехники. За последние 50 — 60 лет многие склоновые пахотные земли значительно подвержены водной и ветровой эрозии, а также за счет того, что пахались, засеивались и обрабатывались вдоль склонов, а не поперек. На Плиевских, Сурхахинских, Альтиевских и Барсукинских землях много таких мест, где снесен гумусный слой и почва оголилась до глины или песчаника. Этот процесс может продлиться до полной деградации этих сельхозугодий. Серьезным предостережением этому является то, что ныне существующие обширные пустыни на земле, по утверждениям ученых, когда-то были плодородными землями.

    Для регулирования земельных отношений в стране создана правовая основа, четкое следование которой позволит упорядочить вопросы землепользования.

    Основными нормативно-правовыми актами являются:

    — федеральный закон от 18.06.2001 № 78 -ФЗ «О землеустройстве»;

    — земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3;

    — федеральный закон от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;

    — федеральный закон от 24.07.2002 № 101- ФЗ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

    — федеральный закон от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости».

    В Республике Ингушетия принято значительное количество нормативных правовых актов в области регулирования земельных отношений, в том числе законы Республики Ингушетия, указы Президента Республики Ингушетия, указы Главы Республики Ингушетия, постановления и распоряжения Правительства Республики Ингушетия и решения администраций муниципальных образований.

    Основными нормативными правовыми актами в Республике Ингушетия являются следующие законы:

    — Закон Республики Ингушетия от 14.12.2007 №3 50-РЗ «О регулировании земельных отношений»;

    — Закон Республики Ингушетия от 29.05.2010 № 27-РЗ «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения»;

    — Закон Республики Ингушетия от 09.12.2009 № 57-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «О регулировании земельных отношений»;

    — Закон Республики Ингушетия от 17.12.2009 № 61-РЗ «О градостроительной деятельности в Республике Ингушетия».

    Весьма своевременно принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Гражданского кодекса РФ и законодательные акты РФ» №224 — ФЗ от 18.07.2011г. Этим декретом ужесточены отдельные положения, ранее принятых законов и повышена ответственность землепользователей.

    Регулирование земельных отношений в Республике Ингушетия до 1 января 2010 года осуществлялось в условиях отсутствия избранных органов местного самоуправления. В связи с этим, администрациями городов и районов нормативные правовые акты по регулированию земельных отношений не издавались.

    С 1 января 2010 года на территории Республики Ингушетия сформированы органы местного самоуправления и в настоящее время только начата работа по определению границ между муниципальными образованиями. Данная работа затрудняется тем, что в администрациях муниципальных образований в основном отсутствует землеустроительная и градостроительная документация.

    Феномен «отцовские, фамильные, тейповые земли» не может быть принят во внимание при решении земельных вопросов, так как он не несет в себе легитимности. Любые отклонения от принципиальных (законных) позиций приведут к хаосу в землепользовании, осложнению отношений между гражданами, населенными пунктами и тейповыми группами.

    Земельные споры между населенными пунктами (п. Экажево — п. Сурхахи, п. Долаково — п. Кантышево, п. Пседах — п. Сагопши и др.), инициируемые отдельными категориями граждан, создают ненужное напряжениие в обществе. В основе этих споров лежит принцип обладания землей, а не готовность к её лучшему использованию. Общественные земли за последние 80-90 лет многократно перезакреплялись за колхозами и совхозами «на вечное пользование», а не за поселениями. Вернуться к точке отсчета в вопросах о принадлежности конкретных земель конкретным населенным пунктам практически невозможно. Если это и возможно, в отдельных случаях, нет легитимной основы восстановления статуса — кво такого права на землю. Все ситуации, возникающие в землепользовании должны разрешаться только на законной основе, без всякой подмены другими понятиями.

    Важным мероприятием в сельском хозяйстве станет организация сельскохозяйственной переписи в республике, назначенная на 2016 г. (с 1 июня по 15 августа) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013г. №316 «Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2016г.».

    Во исполнение этого документа в республике создана комиссия, на которую возложены организационные функции. В этой важной работе должны принять самое активное участие муниципалитеты всех уровней. Итоги переписи позволят упорядочить многие вопросы в землепользовании.

    Одним из действенных средств наведения порядка на земле может служить принципиальная налоговая политика. Как известно, земля — налогооблагаемый объект, за отдельным исключением в виде преференции (льгот), представляемых некоторым категориям граждан и КФХ. Для некоторых землепользователей станет невыгодно иметь неиспользуемую землю, обремененную налогами. Налоги могут служить надежным регулятором в вопросах упорядочения земельных отношений.

    Фермерские хозяйства и сельхозкооперативы, как форма малого предпринимательства, имеют перспективу. Это видно из мировой практики, где на их долю приходится до 70 — 80% объемов производимой сельхозпродукции. Многообразие форм организации сельхозпроизводства, в том числе крупные кластеры, имеют право на жизнь и могут успешно существовать. Вести строгий курс по ликвидации государственных форм производства — неоправдан.

    В республике создано несколько сотен КФХ. Большинство из них работает в сложных условиях и не в полной мере использует закрепленные за ними земли, часть угодий пустует. Здесь не одна причина. Но главное — это отсутствие у них энергонасыщенной техники, как пахотных тракторов, зерно- и -кормоуборочных комбайнов, транспортных средств. Этой техники у них не может быть из — за её дороговизны. Отдельные единицы таких машин стоят 1 млн. руб. и более, а фермеру, имеющему 50- 100 га пашни, пахотный трактор нужен на несколько дней в сезон, зерноуборочный комбайн и того меньше. Следует непременно создать условия для фермера, чтобы эта техника была ему доступна по сносным ценам за услуги. Создание государственных сервисных предприятий в виде МТС, оснащенных техникой и другими средствами, необходимо для нормальной деятельности фермерских хозяйств, а также личных подсобных хозяйств. Решение этой проблемы будет способствовать более полному и продуктивному использованию земель, следовательно, наращиванию объемов производства сельхозпродукции.

    Без достоверного учета невозможно упорядочить вопросы землепользования. Нужно создать банк данных землепользователей по категориям: владельцы и арендаторы. И сделать эту информацию доступной. В этом вопросе решающую роль должны сыграть такие организации, как Госучреждение «Земельная кадастровая палата» и Управление «Росреестра» под организующим началом Минимущества. В республике более 10 учреждений и служб республиканского и федерального значения, имеющих в той или иной степени отношение к земле. Каждая из них (служб) может помочь в наведении порядка на земле. Было бы хорошо, если все эти организации и службы имели одного куратора в лице заместителя председателя Правительства.

    В соответствии с законами о муниципальных образованиях, последние наделены властными полномочиями и адекватно этому ответственностью за соблюдение нормативных актов в землепользовании, и их функции не могут быть переданы или делегированы другим властным структурам. Исходя из этого, на территории муниципального образования основная земельная политика должна проводиться через эти органы. Известно, что за прошлые годы земельный произвол был допущен местными органами, статус которых не был законодательно установлен. Сейчас они вступили в свои права. Следует продумать формат контроля за их деятельностью по соблюдению земельного законодательства и ужесточению спроса с них. Одним из мерил оценки деятельности местных органов надо считать строгость соблюдения ими земельных нормативных актов, сохранение земель и их рациональное использование.

    Серьезным сигналом для сельского хозяйства республики, особенно в частном секторе, на долю которого падают основные объемы производимой сельхозпродукции (кроме зерна и подсолнечника), стало значительное сокращение поголовья крупного рогатого скота. За последние 5 лет (с 2010 по 2015 гг.) оно сократилось на 10549 гол., или на 18%, (было — 58866 гол., стало — 48317 гол.).

    А в личных подсобных хозяйствах более удручающая ситуация. За этот же период здесь сократилось поголовье КРС на 32% (с 45984 г. до 31162 г.), в т.ч. коров — на 37% (с 25680 г. до 16262 г.). Потеря одной коровы — это потеря в год молока не менее 3000 лит. на сумму по рыночным ценам 120 тыс. руб. и мяса — 150 кг. на 34,5 тыс. руб. или на общую сумму — 154,5 тыс. руб., что значительно превышает стоимость средней коровы. Такая корова обеспечивает годовой нормой потребности (385 тонн) — 8 человек. Одной из причин считаем ухудшение условий содержания скота, что в основном связано с плохим состоянием присельских пастбищ. Кроме того, доступных пастбищ стало меньше, они подверглись деградации из-за отсутствия ухода. Потенциальная возможность наших пастбищ высока. Их общая площадь (с учетом земель запаса) составляет порядка 80 тыс. га, из которых около 40 тыс. га являются присельскими, т.е. доступными для выпаса частного скота. Расчеты говорят, что на 1 га пастбищ можно содержать одну взрослую голову КРС. Эти земельные угодья, как и пашня, очень важны для развития подсобных хозяйств населения. Они потребуют определенных средств для производства культурно — технических работ, что позволит поднять их продуктивность и повысить плотность содержания скота. Это мероприятие явится одним из решающих для сохранения и развития частного животноводства, на долю которого в перспективе будет приходиться не менее половины республиканских объемов производства молока и значительной части мяса.

    В республике не упорядочен вопрос утилизации бытовых, производственных и иных отходов. Сотни гектаров (сколько никто не знает) загрязнены ими. Помимо того, что они наносят вред экологии и создают угрозу всевозможных заболеваний, выводят из строя сельхозугодия, способные давать продукцию, притом, их площади из года в год растут и есть опасение, что вскоре возникнет угроза экологии. Следует продумать мероприятия по утилизации отходов на основе современных технологий, позволяющих производить из них полезную продукцию (горючее и др.). С другой стороны необходимо усилить спрос с санитарных и других надзорных служб за экологическую обстановку как вокруг, так и внутри поселений республики.

    Действенным средством упорядочения вопросов землепользования может служить неотвратимость привлечения к ответственности виновных в нарушении земельного законодательства. В республике много нашумевших случаев, такие нарушения (в Насыр — Корте, Верхних Ачалуках, Назрани и др. поселениях), которые говорят о том, что у нас еще немало недостатков в сфере землепользования. Большинство этих нарушений было обнаружено руководителями республики, а не теми, кто должен следить за этим.

    Надо смириться с тем, что земли будут отводиться под строительство новых объектов и это неизбежно. Поселения также будут разрастаться, так как ежегодно в республике образуются 2,5 — 3,0 тыс. молодых семей и половина из них пожелает иметь свои дома. Было бы неплохо прогнозировать прирост новых семей и увязанное с ним увеличение приусадебного фонда. Притом, нормы (предел) отводимых приусадебных земельных участков ограничить не более чем 0,06 га (6 соток) и предложить разнообразные проекты домов с двумя-тремя уровнями проживания, что приведет к значительному сокращению площадей застроек и сохранению земли под сады и огороды.

    Следует признать, что во многих поселениях имеются земельные ресурсы для строительства новых жилых домов. Отдельные семьи (хозяйства) имеют приусадебные участки до 0,3 — 0,4 га. При отпочковании от таких хозяйств вновь образованных семей, это надо учитывать и не наделять их новыми землями за пределами поселений.

    Законодательная основа землепользования многогранна и сложна и в перспективе она будет находиться в динамике, совершенствоваться. В этой связи желательно при Минимуществе иметь постоянно действующий семинар по изучению земельных нормативных актов. Желательно изначально охватить всех работников министерств, ведомств, районных, городских и поселковых муниципальных образований, имеющих отношение к землепользованию, краткосрочными (5-7 дней) курсами по изучению основ земельного законодательства и практики их применения с последующей их аттестацией и выдачей сертификатных справок или иных документов (свидетельств).

    Принятые новые поправки к земельному кодексу РФ вступили в силу с 1 марта 2015 г. Они вызывают противоречивые чувства, так как с одной стороны они упрощают процедуры выделения земель, принадлежащих государству (федеральные), региону и муниципалитетам, а с другой стороны — они «развязывают» руки недобросовестным представителям органов власти чинить произвол в землепользовании, т.е. раздавать земли направо и налево.

    Северо — Кавказские регионы (кроме Ставрополья) чрезмерно стеснены сельхозугодиями в отличие от других субъектов России. Здесь на душу населения в среднем приходится по 0, 24 га и вопросы землепользования очень чувствительны, и навести порядок в этой жизненно важной сфере можно только строго следуя земельному законодательству.

    Принципиальным, а следовательно, законным остается одно — ответственными за соблюдение земельного законодательства на своей территории и за принимаемые решения в этой связи являются органы власти, а также надзорно — контрольные службы.

    Сохранение такого природного богатства как земля, должно стать заботой каждого из нас. Нам надо думать о последующих поколениях, которые окажутся в более стеснённых земельных условиях. Люди будут размножаться, а продуктивные земли — уменьшаться.