• Твоих стихов пленительная сладость…

    Твоих стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль… Так писал Александр Сергеевич Пушкин о стихах своего учителя поэта-романтика В. А. Жуковского, стихах, отличавшихся певучестью, музыкальностью. Пленительно-сладостные стихи, однако, умел писать не только Жуковский, но и сам Пушкин. 

    Любое собрание сочинений Пушкина, любая книга «Избранного» открывается разделом лирики. Это не может быть случайным. Это соответствует внутреннему закону поэзии и поэтического творчества. Истинная поэзия в сокровенных глубинах своих всегда лирична. И с лирики в поэзии все начинается.

    Лирика Пушкина – это его поэтический дневник, исповедь, это его сокровеннейшие и искреннейшие признания. Она ведет к познанию человеческой души и через познание – к её очищению. Тем самым она и воспитывает читателя. Пушкин воспитывает души, обнажая в своей поэзии, в своей лирике чистые глубины своей собственной души и приобщая нас к её богатствам.

    Ещё в своих первых лицейских стихах Пушкин показал себя хорошим учеником своих старших современников. Вместе с тем, уже в эту пору он проявил самобытность и яркую поэтическую оригинальность. Он был истинно даровитым учеником – а это значит, что в пору поэтического ученичества он больше всего был самим собой.

    В зрелый период творчества даже те стихи, которые по характеру своего содержания могут быть названы трагическими, озарены светом мудрости и вечности. Жизненную человеческую мудрость он просветляет и возвышает поэзией. В этой поразительной простоте, в этой поэтичности его мудрости и заключается секрет неумирающей силы её воздействия.

    Одно из последних и самых высоких созданий Пушкина в лирике – стихотворение «Памятник» — своеобразное поэтическое завещание Пушкина. В нем он говорит свое и по-своему, утверждая величие и достоинство как своей поэзии, так и подлинной поэзии вообще.

    Современник Пушкина, непревзойденный литературный критик В. Г. Белинский, отмечал, что «читая Пушкина, можно прекрасным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».

    В октябре 1822 года А. С. Пушкин пишет своему младшему брату Льву при вступлении того в свет письмо – своеобразный кодекс чести юноши: «Ты в том возрасте, когда следует подумать о выборе карьеры; я уже изложил тебе причины, по которым военная служба кажется мне предпочтительнее всякой другой. Во всяком случае, твое поведение надолго определит твою репутацию и, быть может, твое благополучие… Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы ты мог их усвоить, не будучи к тому вынужден. Они могут избавить тебя от дней тоски и бешенства. Когда-нибудь ты услышишь мою исповедь; она дорого будет стоить моему самолюбию, но меня это не остановит, если дело идет о счастии твоей жизни».

    Напомним, А. С. Пушкину было только 23 года. Но в его жизни уже было столько горького, что он мог писать своему брату с высоты своего опыта. Есть сведения, что это письмо Пушкин просил Наталью Николаевну передать своему старшему сыну, когда ему исполнится восемнадцать лет…