• «Уползающий» этикет

    6aca627a19bc7b36a9bdef7d52d88c27

    Многим ингушам хорошо знакомо высказывание исследователя-кавказоведа начала ХХ века Н. Яковлева об ингушском этикете.
    «Несмотря на всю кажущуюся примитивность ингушского быта, — пишет он, — вы замечаете весьма сложный и разработанный до тонкости свод правил вежливости и приличия, одним из основ которого является уважение к старшему».

    Но вот вызывает сомнение, понятны ли эти тонкости нашего этикета, о которых говорил исследователь, сегодняшнему поколению. Хотя об этикете в последнее время говорят очень много, пишут, снимают фильмы. Видимо, пугает истинных приверженцев традиционной культуры тот факт, что идёт засилье некой субкультуры, не то чтобы западной или славянской, скорее всего, неингушской, чуждой нам, нашему менталитету, формируется некий симбиоз из удобных элементов разных культур.

    Представителю иной культуры, не посвященному в тонкости ингушского этикета, очень трудно понять, уловить эти самые детали, нюансы, из которых сплетены обычаи уважения и почитания старших, традиции сдерживания в межличностных, межстатусных отношениях в быту и в обществе и т. д. Малопонятны они сегодня и представителям ингушского народа, иначе чем объяснить тот факт, что их либо не соблюдают по незнанию, либо просто игнорируют, так как они становятся в тягость и постепенно отмирают за ненужностью. К примеру, лояльны сегодня молодые к тому, что нужно подниматься, когда заходит старший, пусть даже по сто раз на дню, что нельзя громко разговаривать, а тем более встревать в разговор старших по возрасту или по статусу, что молодым не положено вальяжно сидеть или стоять, оперевшись о стену, в их присутствии, матери – брать на руки своего ребёнка, а тем более «сюсюкать» с ним, также ругать его звучно, делать замечание, то же самое касается и супруга, делающего в присутствии старших или посторонних замечание своей жене, а ещё хуже – окрикивать или оскорблять её при этом и т. д.

    Многие могут подумать, да ладно уж, что там, мелочи. Но ведь наш этикет сложен не одним днём, он формировался веками, и в каждой составляющей этого негласного свода правил и ограничений заключена своя философия, своя незримая логическая связь. Мы, согласно этикету, отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Нарушение межстатусной дистанции обязательно влечёт за собой сбой последующего звена, а там уж вовсе целостность теряет свою идентичность, свою значимость. Наш этикет не допускает фамильярности, перехода на «ты», неуместной развязности, непринужденного поведения по отношению к старшим по возрасту или статусу, по отношению к представителю другого пола и т. д. Если подобные явления допускают они сами, то это свидетельствует об очень низком уровне соответствия человека своему статусу.

    На днях был такой случай, про который многие скажут «ерунда», я же согласилась с мнением старика, сетующего на то, что традиционный ингушский этикет давно уже ушёл в историю.

    А было вот как: позвали старика на званый обед, где молодая чета из его рода праздновала рождение сына.

    — И кто же отец? — спросил старик рядом сидящего новоявленного деда.

    — Так вот же он, наш Ахмед, — с гордостью указал на своего сына отец.

    Старик промолчал, хотя и кивнул с ухмылкой, давая знать этим, что здесь нарушена в некоторой степени традиция сдержанности. «Да, — подумал он, — если выбить из фундамента один камень, затем второй, третий, там и сама башня рухнет».

    — В последнее время, — жаловался старик домочадцам, придя домой, — и девушки засватанные перестали держаться в стороне, и новоявленные женихи уж не прячутся, ходят открыто, снохи с детьми на руках стоят беззастенчиво. Молодому отцу по этикету не только не положено было вот так открыто встречать гостей, провожать их, но и присутствовать при нас — старших, давать при этом распоряжения по поводу обслуживания столов и тому подобное. Это отнюдь не означает, что следует спустить всё с рук. Ему положено быть хозяином во дворе, но при этом держаться в стороне от взрослых, понимая суть этого празднества. А для остального есть родственники. Да, уходят наши традиции вместе с нами, — сетовал он.

    Много всяких подобных мелочей в нашем этикете, как мы уже отмечали, непосвящённому их понять трудно, а принять тем более. Жаль, что в последние годы эта категория «непосвящённых» является представителями именно ингушской культуры.