• Уроки мировой практики для борьбы с экономическим кризисом

    чиновник

    Всеобщий экономический кризис требует от государства принятия каких-то исключительных сдерживающих мер и доставания из рукавов наиболее эффективных стратегий предотвращения народного обнищания. Мы привыкли к тому, что такие меры обычно затрагивают интересы средних слоев. К примеру, они выражаются в тотальных сокращениях чиновников среднего или низшего звена.
    Я же предлагаю взглянуть на подобные меры шире. В мире можно найти множество пригодных и эффективных решений для выхода из экономического кризиса или хотя бы для его спада. Здесь применимы не только государственные экономические стратегии разных стран, но и решения отдельных политиков.

    чиновник

    На самом деле расходы на чиновников, особенно вышестоящих, при их подсчете занимают значительную часть государственных расходов. К примеру, Минфин России планирует в текущем году затратить на функционирование органов власти 489 млрд рублей. Самые большие расходы приходятся на высших госслужащих.

    Тома Санкара правил африканской страной Буркина-Фасо в 80-х годах прошлого века и подобные расходы уж наверняка не одобрил бы. Он показал небывалый пример личной экономии и непритязательности. Санкара назначил себе месячную зарплату в размере 450 долларов США, отказавшись при этом от своего президентского оклада в размере 2 тыс. долларов США в пользу сиротского дома. Скромность проявилась не только в этом: личное имущество президента соответствовало состоянию среднестатистического бедняка.

    Если, к примеру, в этом году в России в силу кризиса лимит на покупку автомобилей для чиновников высшего ранга за счет госбюджета составил для министров и их замов не больше 2,5 млн рублей, а для руководителей подразделений ведомств – не дороже 1,5 млн. рублей, то африканский президент Санкара посадил министров на самые дешевые в стране автомобили – «Рено-5», предварительно продав в пользу госбюджета весь правительственный автопарк, состоявший из автомобилей марки «Мерседес». А вообще чиновникам он запретил пользоваться услугами шоферов и одеваться в дорогие западные костюмы.

    Подобные беспрецедентные благородные жесты в интересах страны совершил также и наш современник – экс-президент Уругвая Хосе Мухика. Во время своего президентства в 2010-2015 годах он отдает на благотворительность большую часть своей зарплаты. Из ежемесячного жалованья в размере 12,5 тыс. долларов США Мухика оставляет себе всего лишь 1250 долларов. Будучи президентом, он отказался от роскошной резиденции и живет на ферме, занимаясь ее ведением лично. Мухика, например, сам носит воду из колодца для хозяйственных нужд.

    Последний его поступок был бы особенно полезен для заимствования, так как у нас есть все возможности для совершенствования аграрной системы, но которые в наших реалиях все-таки не осваиваются в полной мере. Наши земли богаты черноземом, но так и лежат в основном невозделанными. А вот если бы не отдельные фермеры или предприятия, а чиновники высшего эшелона власти, по примеру Хосе Мухики, занялись фермерством, то их пример мог бы стать очень заразительным для населения. Это могло бы весьма эффективно популяризировать развитие сельского хозяйства и, в свою очередь, отчасти стать решением экономического кризиса.

    Полезно для нас будет знать и то, что во Франции в некоторых случаях освобождают от налога на добавленную стоимость. Так, льготы распространяются на государственные учреждения, выполняющие административные, социальные, культурные и спортивные функции, на малые предприятия (с оборотом, не превышающим 70 тыс. евро), экспортную продукцию, банковскую и финансовую деятельность, услуги частных врачей и преподавателей, сельское хозяйство и рыболовство. И что Францию делает действительно социальным государством – это подоходное налоговое обложение. В этой стране есть необлагаемый доходный минимум – 25,6 тыс. евро в год. А у нас налоги платят любой дворник или уборщица с зарплаты, размеры которой мизерные по меркам затрат на жизненно необходимое.

    В мире можно найти еще уйму решений для сдерживания экономического кризиса. Каждая страна имеет свой особенный путь становления и развития, главное – не ограничиваться традиционными механизмами выхода из кризиса и думать об интересах отдельно взятых людей, как того и требуют приоритеты социального государства, коим мы считаемся.