• В танце не скроешь ничего

    61 3

    У каждого народа своя специфика исполнения танца. Ингушский танец – это выражение достоинства и красоты, средоточие возвышенного и прекрасного, сдержанности в отношениях партнёров. 

    «Калой танцевал на носках. Руки его в плавных и широких движениях, словно взмахи косаря, заходили за спину, поднимались перед грудью. А ноги резко подсекали одна другую и легко кружили его. …Зору пошла с ним в ногу, сначала неуверенно, потом все быстрее, ровнее поплыла по кругу. Длинные рукава черкески вились за ней, как два серебристых крыла. Калой… мягко и плавно шел рядом… А когда он устремился вперед, обогнав ее, и неожиданно встал, преградив дорогу, она вскинула на него темные, глубокие глаза и услышала голос своего сердца» (И. Базоркин, «Из тьмы веков»).

    Танец для ингушей имел и некую внутреннюю, духовную силу — не только для увеселения, но и для поднятия внутреннего духа в любой экстремальной ситуации.

    Вот как описывает Идрис Базоркин в романе «Из тьмы веков» проводы горцев на войну. «Сотни ингушей, и старых, и молодых, стали прибывать из ближайших аулов. Вскоре в разных концах перрона начались танцы. …Орци прямо из вагона прыгнул и… пустился в пляс, то плавно следуя за ней, то молодецки вскакивая на носки». На ходу вскочил он уже в тронувшийся поезд, но, увидев, что девушка продолжает танцевать «по кругу… он вскочил на крытую брезентом двуколку и под лязг вагонов снова затанцевал, не отрывая глаз от далекой красавицы в белой черкеске. Так и плясали они и вместе, и врозь…».

    В ингушском танце, по общепринятому мнению, надо было не только станцевать, но и вовремя выйти из круга, именно тогда, когда окружающие только успевали подумать: «О, как прекрасно они танцуют». Особенно важно было уловить этот момент тогда, когда танец являлся одним из компонентов в этикете ухаживания или знакомства молодых людей, где требовалось соблюдение особого такта и поведения со стороны молодых людей. Ведь молодежь на танцах в былые времена не только развлекалась, но это было и местом смотрин, местом выбора невесты и жениха.

    «В танце не скроешь ничего: ни характера, ни сноровки, ни грации, ни мужества», — писал Идрис Базоркин.

    А участники самого народного ансамбля нашей республики тем временем готовятся к гастролям. 30 мая в Краснодаре в зале Государственной филармонии им. Г. Пономаренко состоится сольный концерт Государственного ансамбля народного танца «Ингушетия».