• В ТЮЗ за сказкой приходят не только дети

    14 4

    В условиях кризиса страна взяла курс на максимальную целесообразность во всех отраслях, в том числе и в театре. Как выжить в условиях кризиса театру? Как привлечь и создать своего зрителя? Какие постановки будут интересны в сложной экономической и политической ситуации российскому зрителю? Об этом и о многом другом говорили на прошедших в ноябре-декабре курсах повышения квалификации в московской Высшей школе театрального искусства Константина Райкина, на которых был и руководитель Театра юного зрителя Республики Ингушетия Муса Хадзиев.

    — Семинар проходил в театре «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, – говорит Муса, —  это московский театр под руководством Константина Райкина. К преподаванию был привлечён высокопрофессиональный педагогический коллектив, представленный специалистами-практиками, руководителями театров, профессорами, докторами и кандидатами наук, делающий учебный процесс увлекательным и продуктивным.

    Говорили на семинаре в основном о том, как выжить театру в сегодняшней  ситуации, как найти пути выхода из кризиса, о реорганизации театральной структуры, о новых технологиях театров, законах, нужных руководителям с юридической и экономической стороны. Не обошли вниманием и главную тему театра – создание своего зрителя. По стране эта проблема общая, не говорю о столичных театрах, к сожалению, зритель у нас не театральный. Особенно проблематично с этим в нашей республике. Но мы учитываем тот факт, что республика молодая, и потому мы готовим своего зрителя неустанно, постепенно работая по его потребностям.

    Моё убеждение таково, что кризис не затрагивает духовное восприятие зрителя, и наша основная задача – соблюдать во всех постановках основополагающие ценности наших традиций и обрядов. Для себя мы обозначили, что псевдокультурные наслойки для нашей аудитории не приживаются. Мы, как ингуши, можем выжить только в том случае, если своему подрастающему поколению будем пропагандировать тот этикет духовной культуры, в котором мы выросли, в соответствии с канонами ислама. Если придать вот такую духовную оболочку нашим спектаклям, то, думаю, те ценности, которые никогда не устаревают и остаются актуальными во все времена. Ведь не только семья и школа должны воспитывать, но и театр, особенно детский, так как формирование человека идёт с детского возраста. И что мы вложим сегодня в открытое сознание ребёнка, то и будет основой его духовной культуры.

    Наша детская аудитория построена на простых истинах: что такое хорошо и что такое плохо. Это зеркало, в котором отражаемся мы, наши пороки и наши достоинства. Мы при выборе репертуара всегда стараемся чувствовать наших маленьких зрителей, отталкиваемся от его настроения, от ситуации вокруг него, потому как привлекать и создавать свою аудиторию — одна из главных задач современного театра. Наши постановки – это  лучшие произведения ингушских, российских и зарубежных писателей, а отличное исполнение мастеров искусства отвечает требованиям культурной части общества и одновременно прививает малоподготовленному зрителю вкус к театральному искусству.

    Вообще, театр – это живая материя, требующая постоянного поиска и развития. Вдвойне она ответственная, если речь идёт о детском театре, хотя радует она и взрослых, которые приходят сюда за душевным теплом и хоть на пару часов начинают верить в сказку, в искреннюю дружбу, во всё то, чего нам не хватает в реальной жизни.

    Несмотря на то, что артисты у нас народные, заслуженные, мы постоянно совершенствуем своё искусство, все время выезжаем, принимаем участие во всевозможных фестивалях, тесно сотрудничаем с Ярославским государственным театральным институтом. Два выпуска студентов этого  института сегодня успешно работают на нашей сцене. Недавно в Москве прошёл курсы переподготовки Руслан Ярыжев – художник театра. В таком же режиме находится и технический персонал, который на выездных мероприятиях знакомится с новыми технологиями в постановках. Несмотря на дополнительные материальные затраты, мы стараемся не отходить от намеченного курса и сегодня.

    А пока у нас есть определённые планы на завтра, актёры вышли с зимних каникул, свои задумки представили режиссёры, меняется структура театра. Мы не стоим на месте, ищем взаимосвязь между зрителями и театром. А шесть недель семинара — время тотального погружения в профессию в компании лучших театральных педагогов — не прошли даром. Это настоящая школа искусства. Есть что черпать. Спасибо Константину Аркадьевичу и его потрясающей команде!

    Напомним, что в феврале Ингушский театр юного зрителя проведёт творческие встречи «Длинная дорога домой» с учащимися школ республики; совместно с актерами РГМДТ представит спектакль «Паспорт» режиссера-постановщика А. Льянова; планирует в ближайшее время капитальное восстановление спектакля «Сумасшедшая ночь» («Думе чiегилг») в память о Беке Абадиеве, авторе этой пьесы; показ спектакля «Ничего не бойся, Зураб!» С. Чахкиева, спектакля «Крысиный бунт» А. Хамчиевой, режиссер-постановщик Л. Хадзиева, и  «Доходное место» режиссера А. Льянова. В ближайших планах – мероприятия в ознаменование 100–летия великого ингушского писателя Джамалдина Яндиева .