• Ваятель детских душ

    138 2Не так давно в России, а точнее с 2004 года, начали отмечать новый праздник — День воспитателя и всех дошкольных работников, и была эта дата приурочена к открытию в Российской империи первого детского сада — 27 сентября 1863 года в Санкт-Петербурге. В этой профессии невозможно работать без любви к детям. Говорят: «Воспитатель – это не профессия, это диагноз». И с этим выражением абсолютно согласна воспитатель детского сада № 6 города Назрани Лейла Мурадовна Цороева. «Науку воспитания я постигала в стенах Педагогического училища города Грозного, — говорит Лейла, — знакомясь с опытом выдающихся педагогов, а потом уже пошла работать, постепенно накапливая опыт и формируя свою педагогическую философию».

    А философия Лейлы очень проста – это создать ребёнку все условия для раскрытия его духовного потенциала, что в свою очередь формирует всесторонне развитую, коммуникативную личность.

    — Проработав три месяца после окончания училища в городе Грозном, я вернулась в Ингушетию. Мне было 19 лет. Невысокая, худощавая девочка и сразу же старшая группа, — вспоминает Цороева. — Заведующая так недоверчиво взяла меня на работу, дав мне три испытательных месяца. А желание работать у меня было огромное. Детей всего 15 человек. И чего только мы с ними не делали! Разучивали танцы, песни, делали разные поделки, ходили на экскурсии. Так, что через три месяца об испытательном сроке никто и не вспомнил. Бывало, папа найдёт какую-нибудь интересную вещь, и мне говорит: «Лейла Мурадовна, это вам пригодится в садике». С детьми мне всегда было интересно. Путь к их душам можно найти, если говорить отчасти на их языке. А это значит понять их, бегать с ними, прыгать, петь песни. Это, своего рода философия Карлсона, обаятельного, веселого, в то же время взрослого, кому дети могут открыться, довериться. Ведь дети, они те же фантазёры. Они верят в то, что говорят, верят в свои фантазии. И в этом им мешать нельзя. Надо развивать их мыслительные способности, раскомплексовывать. Именно такой Карлсон должен жить в каждом воспитателе, дарящий детям смех, улыбку и просто замечательное настроение, превращающий будни в счастливое детство. Но с детьми надо быть и очень осторожным. Главное заслужить их доверие — это основной целитель и врачеватель детских душ. Доверие прогоняет страх, снимает напряжение, создает комфортную атмосферу, зажигает сердца детей и открывает души. В этом мне помогают познавательные игры. Помню, у меня был ученик – Акромат. Ему 6 лет, а он не разговаривает. Начала с ним общаться, несмотря на то, что в ответ слышала лишь звуки. Вскоре появилось слово, потом словосочетание, предложение. Процесс шёл буквально по крупицам, и в конце года он уже имел в запасе несколько четверостиший. Такой результат подвигает тебя делать и творить больше, лучше. Ведь наша профессия творческая. Мы лепим из наших ребятишек личностей. Конечно же, роль родителей, безусловно, здесь велика. Но, важную роль играет и воспитатель. Для детей характерна такая особенность: все, что им интересно и хочется – они считают правильным, что не интересно – неправильным. Приходится воспитывать, разъяснять им, что такое хорошо и что такое плохо. Чего делать можно, а что нельзя. Открывать для них нормы человеческого общения, прививать элементарные правила вежливости. Интересна наша профессия и тем, что мы впервые открываем детям мир, с его загадками и многогранностью. Ведь мы не только разучиваем стишки, поём песни, играем. Вы знаете, какое это удовольствие видеть их удивлённые глазки, их увлечённость, поток вопросов «что, да почему». Мы ведь первые открываем им тайны космоса, тайны мироздания. Рассказываем им, как огромен и разнообразен мир, о животных и насекомых, о квадратах и треугольниках, и о многом другом. Можно уверенно говорить, что воспитатель открывает перед детьми окно в огромное мироздание.

    По словам Лейлы Цороевой, наше общество несовершенно: «В нашей профессии приходится работать с «трудными» детьми и с «трудными» семьями. В таких ситуациях я руководствуюсь общепризнанной философией: «Концентрируюсь на развитии хорошего в ребенке так, что в итоге плохому остаётся всё меньше и меньше места». Важно ведь помнить, что дети родились не для того, чтобы нас злить и мешать нам себя обучать и воспитывать, а для того, чтобы познавать мир, развивать и совершенствовать его.

    В нашей профессии важно быть снисходительным. Если кто-нибудь совершил проступок, значит, он совершил потому что не знал, теперь он уже знает. Если он совершил проступок нечаянно, он станет осмотрительнее. Нужно терпение. И всё получится. Вот и вся моя философия, накопленная за эти годы. Но это ещё не всё. Ведь мы постоянно учимся и у детишек. Они нас учат искренности, простоте душевной, учат любить просто за то, что светит солнце. Я люблю наблюдать, как дети взрослеют по дням, становятся умнее, разностороннее. В садике это очень заметно. Я наблюдаю за ними и потом, за стенами нашего сада, за теми, кто пошёл в первый класс, учится в школе, стал уже взрослым. Есть среди них и учителя, и врачи, и экономисты и юристы. Смотрю, думаю, и вижу — в них и частица моей души. Они просто так не уходят из нашей жизни. Мы всегда интересуемся ими. Когда они чего-то достигают, находят себя – радуемся. Огорчаемся, когда им плохо, когда они не устроены».

    Воспитатель – это человек, который всегда в пути: в пути самопознания, самосовершенствования, постижения своего духа. Так же и Лейла, каждый раз открывает для себя что-то новое, что-то не схожее со вчерашним днём. Лишь обладая духовным стержнем и чистой душой, можно быть столько времени истинным ваятелем детских сердец и при этом не разочаровываться в выбранном пути. Этой профессии она отдала 25 лет, и всегда на одном месте — в садике №6 города Назрани. Её приглашали работать и в родное село, и в школы, и в другие сады. Но Лейла привыкла к родным стенам, к коллективу, к своему «родному очагу», так она его называет.

    — Здесь есть все условия для плодотворной работы, — говорит она. – Очень добрый сад, всё здесь близко и понятно. И для себя я поняла, это моё родное, а быть воспитателем – это мое предназначение.