• Вечность, запечатленная в фотографиях

    Ибрагим Костоев

    С древнейших времен человек старался запечатлеть наиболее значимые моменты своей жизни: сначала в рисунках, а затем и в фотографиях. Фотография – это сохраненная правда жизни, своеобразная летопись. Несколько лет назад в ингушском сегменте социальных сетей «ВКонтакте» и «Фейсбук» появилось сообщество под названием «Народная история», где администратор просил присылать все старые фотографии, желательно с полной информацией.

    На сегодня в копилке этого сообщества около 2000 фотографий. Мы решили поговорить с основателем группы Ибрагимом Костоевым.

    — Ибрагим, нельзя не отметить, насколько быстро проект «Народная история» стал известен. Как зародилась идея его создания?

    — К моменту появления проекта «Народная история» в Интернете я уже имел некоторый материал. Интерес к старым ингушским снимкам появился, когда я увидел групповое фото своего деда Усман-муллы Костоева со своими муталимами (учениками). Фотография мне очень понравилась, и я захотел узнать больше. Я начал пересматривать домашние альбомы, собирать фото по родственникам. Люди сами начинали рассказывать истории о своих предках – ближайших и дальних. Это, знаете, были такие семейные истории, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Истории были абсолютно разные: грустные, веселые, поучительные, удивляющие. Я старался записывать всю эту информацию. Процесс шел сам по себе, пока я не принял решение опубликовать все это в Интернете и постараться привлечь внимание других моих земляков. Создал в социальной сети «ВКонтакте» группу «Ингушский проект Народная история», и работа началась. Попросил присылать фотографии своих предков и какие-нибудь истории, связанные с ними. Люди стали присылать, потихоньку наша коллекция пополнялась. Кто-то присылал просто фото, без подписей. Другие – фото и биографии своих родных. Есть и безымянные фото, то есть мы не знаем, кто на них изображен. А бывает и так, что кто-нибудь под фотографией оставляет комментарий, например, «Это мой дедушка такой-то, он был партизаном» и так далее. Мы его благодарим, и теперь уже нам известно, кем был человек на фото. Проект живет своей жизнью. Любой желающий может сам добавить фотографию и описание.

    eAKVjmUYDw0— С какими трудностями ты столкнулся в начале проекта?

    — Сперва не знал, как лучше классифицировать альбомы, как сделать так, чтобы корреспондент Хяди Даурбекова, например, могла найти альбом своих однофамильцев. Разбить альбомы по периодам или фамилиям? В итоге, решил оставить по фамилиям, но и тут тоже не всегда все четко, потому что иногда присылают коллективные фото, на которых изображены люди разных фамилий (друзья, родственники). Дублировать их в другие альбомы не стал, чтобы не было много однотипных фото.

    — Насколько масштабным был интерес у молодежи?

    Усман-мулла, сидит второй слева

    Усман-мулла, сидит второй слева

    — Мне сложно оценивать его масштабность, но знаю, что часто обращается и присылает материалы именно молодежь. У кого-то просыпается интерес, они начинают искать фотографии, собирать информацию о дедушках, бабушках. Это радует. Совсем недавно я запустил инстаграм-версию проекта «Народная история» на своей странице @yanderburg06. Ингушские студенты Москвы при проведении каких-нибудь тематических мероприятий, связанных с нашей республикой, часто просят материалы. С удовольствием делюсь. Благодаря проекту подружились с Магомедом Картоевым, директором Госархива РИ. Все собранные нами материалы я переслал в наш республиканский архив. Они тоже, в свою очередь, помогают консультациями и новыми фото. Один раз позвонили из Музея спорта и попросили фотографии наших спортсменов времен депортации. О каком спорте можно было думать в депортации, когда надо было еду добывать и пытаться выжить вообще? Но даже такие снимки есть. Например, есть фото известного боксера, да и вообще любителя спорта Бориса Аушева, Хаджибикара Арапиева, который тоже активно занимался разными видами спорта. Теперь в хранилищах музея имеются и фото ингушских спортсменов времен депортации. Это показатель работы нашего проекта, я считаю.

    — Какие фотографии и в каком объеме есть у «Народной истории»?

    — Если брать фото именно с людьми, то, наверное, штук 700. Некоторые из них уникальные, ранее нигде не печатавшиеся, другие более известные. Мы и сканы интересных старых книг выкладываем, карты старые.

    Ингушская интеллигенция

    Ингушская интеллигенция

    — Я знаю, что ты занимаешься общественной деятельностью в Москве, помогло ли это развитию проекта?

    — Общественная деятельность вообще помогает продвигать проекты и свои идеи. У нас сложилась своя группа единомышленников, которая проводит тематические мероприятия для ингушского землячества в Москве. При подготовке и проведении наших вечеров памяти по 1944 и 1992 годам, презентации книг, фильмов, мы активно используем фотографии из проекта «Народная история».

    Тангиевские девушки

    Тангиевские девушки

    — Какая фотография больше всего тебе нравится?

    — Они все мне нравятся, но самые, наверное, любимые – это вышеупомянутое фото моего деда Усман-муллы со своими муталимами и фото партизанской сотни Товси-муллы Шадиева, или «Красного муллы», как его называли. Кстати, они были дружны с моим дедом. Знаете, каждое фото несет в себе часть жизни наших предков. Фотографии многое позволяют нам узнать. Например, вы мало найдете фото ингушей 1944-1948 годов. Самые тяжелые годы депортации, как мы помним. Не до того было. А вот уже ближе к 50-м годам люди чуть легче стали жить, появились первые студенты, которым удавалось уезжать учиться в другие города. Оттуда присылали домой студенческие фото, на обороте которых старались красиво написать пожелания и передавали «салам-моаршал» всем родным.

    — Некоторые пользователи присылают вместе с фотографиями истории тех, кто запечатлен на них. Если связать все эти истории воедино, как ты считаешь, какой период стал для нашего народа наиболее тяжелым?

    — Конечно же, это 13-летний застой, когда нас депортировали. Это был тормоз в нашем развитии. Писатели перестали писать, художники рисовать. Все были заняты решением одной задачи – выжить. Мы даже полностью не осознали весь тот ужас. Эта рана еще свежая, даже по прошествии стольких лет. ХХ век в принципе был нелегким для нашего народа, но место духу и подвигам было всегда. Это я знаю точно. А про подлецов не хочется говорить, потому что мы должны равняться на своих героев.

    — Ты стал обладателем премии «Человек года» в номинации «Интернет-проект». Является ли это показателем, и участвовал ли ты в других конкурсах?

    — Мне приятно, что наши скромные усилия были оценены по достоинству, и проект стал лучшим интернет-проектом среди других. Я согласился принять участие, потому что это хорошая бесплатная реклама для «Народной истории». В других конкурсах не принимал участие, потому что не очень их люблю.

    — Планируется ли проведение выставки материалов «Народной истории» в дальнейшем?

    — В планах есть пара идей, связанных с проектом. В обозримом будущем постараемся их реализовать с помощью Всевышнего.

    — Ибрагим, большое спасибо за столь интересный рассказ и, конечно же, за «Народную историю». Желаем тебе удачи и всех благ.