• Вернуться к истокам духовности

    Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах как самого человека, так и государства и общества в целом. Эти задачи ставит перед собой сегодня система образования на всех уровнях. Но основным звеном в этой области была, есть и остаётся семья. 

    Только совместными усилиями родителей и педагогов можно сформировать самостоятельную инициативную личность с чувством гражданской ответственности, правовым самосознанием, способную успешно социализироваться в современном обществе.

    Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «Родина», «семья», «род». Основа крепкой семьи в понимании ингушского народа кроется в её патриархальности, с авторитетом родителей, в заботе старших о младших и в умении каждого больше отдавать, чем брать.

    — Мужество и заботливость отца, трудолюбие и великодушие матери, внимательность и уважение сына, добросердечность и постоянная готовность старшего помочь младшему, надежда и вера младшего в старшего – вот те качества, которые во взаимосвязи обеспечивают спокойствие семьи и гармонию в обществе, — говорит глава большого семейства Магомет-Тагир Барахоев.

    Речь идёт о традиционной, классической семье, где, как правило, соблюдается семейная иерархия: глава семейства – отец, женщины подчиняются мужчинам, строго соблюдается уважение и почитание старших, к женщине проявляется особое отношение, не допускается ругань, окрик, девочек воспитывают в заботе, но при этом в строгости и требовательности. К мальчикам, начиная со зрелого возраста, отношение более жёсткое, в них воспитывается дух мужества и стойкости. В общем, это — гармонично функционирующая система взаимоотношений, где чётко распределены права и обязанности каждого — главы семейства, матери, снохи, детей, и при этом каждый окружен взаимной заботой и вниманием.

    Но, к сожалению, в ходе исторических перипетий институт ингушской семьи переживает серьёзный кризис. Уйти от определённых трансформаций, конечно же, невозможно, всё со временем меняется. Но возродить традиции, с учётом времени и пространства, вполне возможно. Вернуться к истокам духовности — и есть основная цель общества. И что отмечено специалистами разных уровней: дети, воспитанные в лучших традициях семьи любой культуры или религии, имеют больше шансов удачно интегрироваться в общество.

    Немалая роль в формировании общечеловеческих ценностей принадлежит, конечно же, сфере общего образования, где наиболее системно, последовательно и глубоко построено духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Именно здесь закладываются основы доброжелательного отношения друг к другу. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь, потому как ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию.

    Современная российская общеобразовательная школа должна вывести в ближайшие годы систему образования республики на качественно новый уровень. Об этом говорилось и на августовском педагогическом совещании. Доклад министра и большинство прозвучавших выступлений свидетельствовали о том, что педагогическое сообщество республики осознаёт свою ответственность за судьбу образования, за будущее нашего народа. Для этого следует сохранить позитивное, исторически накопленное отечественной системой образования и освоить современные новации, которые уже успели зарекомендовать себя.

    Школа должна стать не только хорошим учреждением образования, но и центром культуры, нравственного, духовного и физического воспитания. Необходимо выработать у детей, пришедших из разных микросоциумов с разным жизненным опытом, с ещё несформированной коммуникативной деятельностью, терпимость, уважение друг к другу и критическое отношение к самому себе.