• Виды оружия в истории ингушского народа

    136 7

    Продолжение. Начало в №133 Разнообразные копья (гоамукъаш), пики и дротики (гаманаш) с разнотипными наконечниками ингушские воины умело использовали как для поражения легковооруженного неприятеля и его конницы, так и в противоборстве с врагом, хорошо защищенным оборонительным вооружением. В последнем случае наиболее важную роль играли узкие железные шиловидные пики, служившие преимущественно специализированным кавалерийским оружием.

    Преобладание же в начале позднего средневековья у ингушей граненых наконечников с узким массивным пером было связано с острой необходимостью эффективного противоборства с защищенными металлическими доспехами противником, в особенности в период внешней угрозы со стороны монголо-татарских орд XIII-XV вв. Видимо, поэтому столь разнообразны в типологическом отношении граненые наконечники этого времени.

    Широкое бытование у ингушских воинов средневековья отмеченных образцов древкового колющего оружия подтверждается также письменными, фольклорно-этнографическими и лингвистическими источниками. Так, русские послы, направлявшиеся в 1638 г. в Грузию через территорию Ингушетии, видели «у горских и туских людей копья» (М.Полиевктов). С. Броневский подчеркивал, что даже в конце XVII — начале XIX в. ингуши ходили с коротким «остроконечным железным дротиком, который может при случае служить оборонительным оружием, но более употребляется для меткого стреляния из ружья вместо сошки». Короткие дротики, с узким граненым острием наконечников и сучковатыми древками, можно видеть также в левой руке у двух ингушских воинов конца XVIII в. (вместе с ружьями в заплечных чехлах) на рисунках западноевропейских путешественников Я. Потоцкого и X. Гейслера (Н. Волкова).

    Таким образом, наряду с прямым функциональным назначением дротики использовались порой и при стрельбе из ручного огнестрельного оружия: их втыкали наконечником в землю и клали тяжелый ствол ружья на необходимый по высоте сучок древка. В таких случаях дротики применялись в основном не для метания (хотя не исключалась и такая возможность), а для стрельбы и рукопашных столкновений. Л.П. Семенову удалось установить существование у средневековых ингушей интересной традиции оставления обломка копья в могиле павшего в бою воина-героя. «Здесь обломок копья символизирует гибель молодого воина, сраженного в битве; вместе с тем он означает безысходное горе отца, скорбящего о смерти сына», — полагает он. Аналогичная традиция бытовала в это время и у тушин соседней горной Грузии.

    Для увеличения дальности метания копий и дротиков, силы и меткости их ударов ингуши успешно использовали копьеметалку в виде плоского деревянного бруска с упором для древка копья или дротика и рукояткой, имевшей специальные углубления для пальцев. Подобные копьеметалки были известны с древности, а на охоте их порой использовали до начала XX в. Отмеченные образцы колющего оружия иногда фиксируются среди петроглифических изображений на местных позднесредневековых постройках (например, среди фресок эгикальского башнеобразного склепа), упоминаются в героическом эпосе ингушей. У пожилых ингушей, как и у горцев Чечни и Грузии, еще сравнительно недавно, но в качестве повседневного обиходного предмета (и, в случае нужды, оружия) служили «липовые посохи с железными наконечниками», искусство применения которых демонстрировалось ими во время различных торжеств (Д.Чахкиев).

    Важным видом наступательного оружия в рукопашных схватках было рубяще-режущее вооружение — прямые двулезвийные мечи (турраш, довташ), однолезвийные палаши (г1амаш), изогнутые сабли и гибкие шашки (турраш). Мечи, палаши и сабли, отличавшиеся качеством и изяществом отделки, продолжают активно бытовать в комплексе вооружения горцев до конца XVIII в. Но с XVII в. появляются высококачественные образцы (нередко, импортного производства — из Египта, Сирии, Турции, Ирана, Германии и т.д.) стальных шашек («волчок», «гурда», «калдам», «гусар», «трансильванский узел», «дамасская», «чеченская», «ингушская» и др.), которые и господствуют позднее. Появление, и довольно быстрое, широкое распространение шашек явилось следствием их поражающих свойств, а также постоянного совершенствования ручного огнестрельного оружия. Обладая рубяще-режущим и колющим действием, шашки были удобны как для пеших, так и конных воинов. Отличались они солидной прочностью, гибкостью и остротой клинков, а также значительно меньшим общим весом в сравнении с другими видами клинкового оружия. Потому неслучайно на рисунках западноевропейских исследователей X. Гейслера и Я. Потоцкого у ингушских воинов конца XVIII в. уже изображены небольшие шашки в ножнах (Н.Волкова).

    Ингуши сравнительно быстро овладели весьма сложным процессом изготовления разнотипных шашек (в сел. Дошхакхе, Биср, Шуан, Салги, Хамышки и др.): для их изготовления местными оружейниками часто использовались прочные западноевропейские и восточные клинки, которые ввозились на Северный Кавказ большей частью через Черноморские порты. Особой популярностью у местных воинов пользовались шашки-«волчки» немецких мастеров Золингена, клейма которых кавказские ремесленники нередко копировали.

    Источник: Ингуши, — М.2013/Д.Чахкиев/