• Виды оружия в истории ингушского народа

    137 11Продолжение. Начало в №133,136. Одним из элементов воинского снаряжения были однолезвийные боевые ножи (доккха урсаш — «большие ножи») и двулезвийные кинжалы (шалташ), отличавшиеся большим разнообразием как по форме, так и по размерам, и предназначенные для нанесения колющих и рубяще-режущих ударов. Их носили постоянно, в повседневной жизни они были важным, а часто и обязательным элементом традиционного костюма. Образцы широко известных «кавказских» кинжалов с прямыми клинками появляются у ингушей в начале XVIII в., как новая форма развития отдельных видов местных боевых ножей, и получают наибольшее распространение в XIX — начале XX в., достигая подчас весьма значительных размеров (особенно специальные «боевые» экземпляры). Представители знати приобретали и дорогие восточные (турецкие, иранские, индийские и др.) стальные кинжалы с изогнутыми клинками и причудливыми (порой с изображением мифических животных) перекрестьями. Многие из этих кинжалов имели богатый декор и были изготовлены из «дамасской», «египетской» стали, чёрного булата.

    Процесс производства шашек и кинжалов состоял из нескольких операций: изготовление клинка, ножен из дерева, рукояти из рога или кости и т.д. Качественный клинок делался долго (порой до 10 лет), обязательно калился на буковом угле. Закалку клинка производили планомерно по частям при помощи самых разнообразных средств: воды, различных жиров, соли и пр. Бытовали многие разновидности местных клинков. До нас дошли также некоторые имена наиболее искусных ингушских мастеров клинкового оружия XVIII — середины XIX в. : Дудук Ахмадов из Дошхакле, Зокк и Гатт Шанхоевы из Шуана, Темарх Патиев из Хамышки.

    В качестве ударного оружия были известны различные типы массивных деревянных палиц (нередко с металлической оковкой, шипами и т.п.), каменные и металлические булавы (чхоьнкарш), кистени, а позднее через монголо-татар и железные шестоперы. Бытование многих их разновидностей (округлой и четырехгранной формы, 15-шипных и т.д.) было, прежде всего, связано с необходимостью борьбы с противником, имевшим защитное вооружение. Они применялись и в качестве метательного оружия. Здесь любопытно также сообщение западноевропейского исследователя второй половины XVIII в. Я.Г. Рейнеггса об оружии местных воинов: «Не вооруженные никогда они не выходят, даже за ворота дома своего, но, по крайней мере, имеют в руках толстую палку длиною в два аршина, у которой к верхнему концу, приделан железный шар с высунувшимися железными спицами. Сие смертоносное оружие называют они топпус».

    Распространение ручного (ружья, пистолеты) огнестрельного оружия (фитильного, а затем кремневого) в Ингушетии происходит не позднее конца XV — начала XVI вв. Его появление оказало влияние на местные башенные постройки (примерно с середины XVI в. в их стенах стали устраивать специальные узкие бойницы, приспособленные для стрельбы из такого оружия). Ружья и пистолеты обычно поступали с берегов Черного моря, из Крыма, Турции, Кабарды, Дагестана и Грузии, поэтому их называли «крымскими», «турецкими», «дагестанскими», «грузинскими». Местными оружейниками копировались наиболее совершенные восточные образцы огнестрельного оружия. Использовались также ружья (топ) и пистолеты (тапча) различных систем собственного производства (например, в селениях Кашети, Эрзи, Салги, Карт, Шуан и др.). Письменные источники с начала XVII в. отмечали наличие у ингушей «огненного боя», «пищалей», «фузей», «ружей». Однако, в связи с их несовершенством, значительной дороговизной, а также, поскольку они уступали по ряду важных качеств (скорострельность, налаженное производство и т.д.) лучшим образцам лучного (наряду с другими видами метательного) и защитного вооружения, ручное огнестрельное оружие до начала XIX в. не смогло вытеснить из обращения усовершенствованные экземпляры последних. Даже во времена Кавказской войны, казачьи пули, порой, не могли поразить защищенных кольчугами ингушских воинов. Известен случай, когда, только использовав «заряд с иглами», одному из опытных казаков с трудом удалось пробить кольчатый доспех противника. Лишь после распространения более совершенных образцов ручного огнестрельного оружия ситуация коренным образом изменилась. Кроме специальных дротиков с сучковатыми древками для упора при стрельбе из огнестрельного оружия, воинами употреблялись специальные подсошники, «искусно оправленные и состоящие из двух тонких и упругих прутиков».

    Заранее отмеренные дозы пороха (молхаш) и свинцовые пули (пхош) хранили в деревянных или костяных трубочках-газырях (бустамаш), которые вкладывали в нашитые на груди черкески кармашки. Для этой же цели использовали специальные патронташи (гIапаш), пороховницы (гIураш), натруски (пергмуIаш), мешочки-кисеты и прочие изделия. Было хорошо налажено изготовление пороха (путем добычи в натуральном виде селитры и серы близ сел Таргим, Хули, Ляжги, Фуртоуг и др., выщелачивания подстилки в загонах для скота, специальной обработки крапивы, конопли и т.д.), добыча свинца для пуль (Гул, Пуй, Кост, Биср и др.) и различных принадлежностей к огнестрельному оружию (газыри, пороховницы и пр.). Во многих селениях проживали именитые мастера, специализировавшиеся на изготовлении высококачественного пороха и занимавшиеся его продажей (в частности, в селах Фуртоуг, Кашиети, Харпе, Фалхан, Ляжги, Хули и др.).

    Некоторые наступательные образцы оружия применялись также для хозяйственных нужд (охота и пр.), ритуальных и магических мероприятий: их жертвовали в храмы и святилища, ими клялись, с их помощью совершали обряды побратимства, использовали при гадании и т.д.

    Источник: Ингуши, — М.2013/Д. Чахкиев/