• Волнительная пора

    120 2

    Пожалуй, уже сейчас наступает волнительная пора для родителей, дети которых отправляются первый раз в первый класс. Не только для ребёнка, но и для всей семьи наступает новый жизненный этап. Очень важно, чтобы школьная жизнь длиною в одиннадцать лет стала для каждого нужной, значимой и интересной. 

    Недаром семилетний возраст психологи называют критическим. В этом возрасте ребёнок коренным образом меняет свою жизнь, вступая в стадию развития, общения и познания. Но есть родители, которые своего ребёнка готовят к школе ещё с 5-6 летнего возраста. По этому поводу мы поинтересовались мнением школьного психолога Луизы Аушевой:

    — Не спешите отдавать ребёнка в школу с шести лет, – советует она. — Не спорю, некоторые «шестилетки» довольно легко усваивают сложную программу, но далеко не все. В шесть лет ребёнок должен обязательно отдыхать днём! «А он не хочет спать днём», – возразите вы. Но если ваш ребёнок дошкольного возраста днём не спит – это плохо. Дети старшей и подготовительной группы неохотно идут спать, но быстро засыпают и просыпаются бодрыми и деятельными, что, несомненно, благотворно влияет на психическое и физическое состояние в целом.

    Надо ещё отметить, что возраст с шести до семи лет очень важный в формировании ребёнка, как личности. Идёт период взросления, осмысления жизни на своём возрастном уровне, и для этого нужно определённое время. Ведь не секрет, что за три коротких летних месяца вчерашние первоклассники, второклассники быстро взрослеют. Если ребёнку не хватает одного-трёх месяцев до семи лет – не беда, но когда больше – следует задуматься над тем, нужно ли так спешить лишать его простых детских радостей и взваливать на него целый ряд обязанностей.

    Но вот здесь с мнением психолога не соглашается педагог начальных классов с 30-летним стажем Хадишат Чакиева:

    — Ребёнок, который идёт в школу из детского сада, уже обладает определёнными знаниями, умениями и навыками, шесть ему или семь, и легко усваивает школьную программу, — говорит она. – Есть и такие среди них, которые приходят в школу, знают и умеют очень многое, но звёзд с неба не хватают, другие – приходят, не умея ничего, но быстро постигают азы науки и выходят в лидеры. От чего это зависит? От многих факторов: и способностей ребёнка, и опыта педагога, и правильных действий родителей. Главное, чтобы у ребёнка был интерес, он с первых дней чувствовал себя комфортно. Ведь интерес – двигатель не только учёбы, но и любой деятельности человека. А чтобы ребёнку было легче адаптироваться в школе и идти в ногу с требованиями обучающей программы, он должен получить в дошкольном учреждении или пусть даже дома с родителями, определённую порцию знаний. Однако родителям, которые хвалятся, что ребёнок и пишет, и читает, и считает, а ещё в первый класс не пошёл, я бы посоветовала с этим не спешить. Это грубейшая ошибка! Что должен уметь ребёнок, готовясь прийти в первый класс обыкновенной школы? Это знать буквы – желательно, читать – необязательно, распознавать звуки (не буквы!) на слух, различать гласный и согласный звуки, считать до 10.

    Очень полезно давать разные упражнения для развития моторики рук. Предлагайте ребёнку складывать разные фигурки из семечек, гороха, риса. Можно использовать пластилиновую основу и действовать по принципу мозаики. Не бойтесь давать в руки ножницы, предлагайте вырезать несложные фигурки (многие первоклассники с трудом могут вырезать). Предлагайте, чтобы ребёнок в верхнем правом уголке листа нарисовал один предмет, в нижнем левом – другой предмет, предложите в разных местах листа нарисовать кружочки с заданиями, а потом соединить всё вместе. Таким образом, ребёнок будет учиться ориентироваться на листе бумаги в игре. Да, если хотите позаниматься со своим ребёнком, не говорите слово «учиться», предлагайте поиграть, ведь играя, ребёнок намного легче постигает сложную истину. Это самое-самое основное, что должен знать будущий первоклассник, готовящийся идти в рядовую школу с любой программой.

    Не стремитесь в шесть лет отдавать в школу, если вы видите, что он быстро устаёт и ему это надоедает, значит психологически ещё рано ему вступать в школьную жизнь. Не спешите так же в первом классе отдавать ребёнка во всевозможные студии и кружки. Каким бы шустрым и коммуникабельным он ни был, для него проходит период адаптации и это сложно.

    — Мой сын с большой охотой шёл в школу и не один, а с дружной сплочённой командой из детского сада, — вспомнился мне рассказ одной знакомой.

    — И учительница попалась с опытом, быстро наладила контакт с ребятами. Но только через год, когда я его вела уже во второй класс, сын мне сказал: «Мама, мне так было страшно идти в школу в первый класс, у меня всю дорогу коленочки дрожали!».

    И это, по рассказу мамы был жизнерадостный и общительный мальчишка, который не боялся ни пауков, ни крыс, ни собак, слыл защитником всех девчонок, умел читать и считать и знал почти всех ребят из младших классов. И вот мне подумалось: «А что же испытывают замкнутые, неуверенные в себе дети? Какой стресс переживают они?».

    Дорогие родители, будьте внимательны к своим детям, прислушайтесь к ним, постарайтесь понять их мир и тогда школа станет для вашего ребёнка островом знаний, новых открытий, душевного комфорта и радости на долгие годы!