• Яхья Хадзиев: «Самым благим деянием в исламе считается – способствовать единению людей, чтобы между ними было согласие».

    Хадзиев Яхья Магометович

    19 мая на встрече с духовными лицами и ответственными сотрудниками своей Администрации Глава региона Юнус-Бек Евкуров заявил, что на территории Ингушетии люди должны иметь равную возможность следовать тем религиозным взглядам, которые они одобряют.

    «Если человек не ущемляет ничьих интересов, никому не навязывает своих взглядов, не призывает к экстремизму или другим радикальным мерам, то нужно позволить ему соблюдать ту духовную практику, которая ему близка. А если кто-то считает, что он знает больше и лучше, пусть словом это доказывает, убеждает, а не пытается привести людей к конфронтации. Мы должны объединять, а не разобщать людей, тем более на религиозной почве», — подчеркнул Юнус-Бек Евкуров.

    Тему различных мусульманских течений Газета «Ингушетия» затронула в интервью с начальником Управления по делам религии при Главе республики Яхьей Хадзиевым.

    «Да, в Ингушетии есть последователи несуфийских течений, однако нет религиозных деятелей, которые призывали бы к радикализму и экстремизму. Мы сегодня можем смело утверждать, что в республике давно нет привнесенного сюда ваххабизма и терроризма, показателем чего является стабильность во всех сферах жизнедеятельности.

    Наш регион являет собой территорию, где в мире и согласии живут и должны жить представители любых традиционных конфессий или религиозных течений. Политика Главы республики Юнус-Бека Евкурова строится на том, что все мусульмане, произносящие .Шахаду – братья, и они не должны разделяться. Так нам повелевает Всевышний Аллах в Священном Коране», — отметил Яхья Хадзиев.

    — Яхья, можно ли сегодня говорить о противостоянии последователей несуфийских течений и людей, придерживающихся традиционных для нашей республики тарикатов?

    — В Ингушетии исторически сложилось так, что ее жители, в основном, являются приверженцами Кадирийского и Накшбандийского тарикатов. Вместе с тем, мы говорим о том, что враги тарикатов – наши враги, и об этом открыто сказал Глава Ингушетии. Но с теми, кто мирно живет и не придерживается какого-либо тариката, вести вражду не собираемся. Мы убеждены в том, что надо находить общий язык со всеми группами, если они не выходят за рамки, установленные светским законодательством нашей страны и шариатом.

    — В соседней Чечне, в частности, в феврале этого года собрались представители различных вирдов, которые приняли решение не иметь никаких контактов с последователями несуфийских течений…

    — Резолюция, принятая богословами Чечни – это их внутренний документ, направленный на регулирование собственных внутриконфессиональных отношений. В Ингушетии придерживаются других способов и методов разрешения богословских споров и иных религиозных противоречий. Мы будем вести диалог со всеми религиозными течениями, призывая их к единению и совместному труду во имя всей мусульманской общины региона.

    — Но это не исключает взаимодействия с духовенством соседних республик?

    — Если будет потребность в этом, поверьте, мы никогда не постесняемся, и будем посещать различные религиозные мероприятия, а также приглашать к себе ученых-алимов из-за пределов. Имамы должны учиться друг у друга, а не заниматься взаимными упреками.

    — Но, давайте откровенно, есть же определенные претензии к некоторым духовным лицам, которые якобы вносят разлад в мусульманскую общину нескольких республик Северного Кавказа.

    — За других говорить не буду, но если речь вести об Ингушетии, то у нас достаточно авторитетных ученых-богословов, которые могут давать оценку высказываниям религиозного характера. Соответственно, все возникающие вопросы можно решить за столом, не вовлекая в этот религиозный спор жителей республики.

    — Яхья, тема религиозных противоречий довольно щекотливая, прямо говоря. Что-то не так скажешь и задеваешь чувства десятков, сотен, а то и тысяч верующих. Здесь опасаешься не так поставить вопрос или дать однозначный ответ. Видимо, поэтому авторитетные духовные лица никогда не торопятся с выводами по той или иной ситуации, пока основательно не обдумают, что и как им говорить. Исходя из этого, что вы сказали бы своим коллегам из соседних республик?

    — Я предложил бы своим коллегам в других субъектах постоянные контакты, не вынося темы, касающиеся религиозных проблем, в широкие массы. Несогласованные действия, к сожалению, ведут к расколу наших обществ и нагнетанию ненужных страстей. Если возникают какие-либо вопросы, то Управление по делам религии при Главе Ингушетии всегда открыто для диалога, готово сотрудничать по проблематике любой сложности, а также может организовать встречи с ингушскими духовными лицами. Для этого необязательно использовать ресурс СМИ, достаточно поговорить по телефону или встретиться лично и договориться. Я уверен, что мы всегда найдем «золотую середину», ведь самым благим деянием в исламе считается – способствовать единению людей, чтобы между ними было согласие.