• Юнус-Бек Евкуров считает провокацией нападение на журналистов и правозащитников

    евкуров 4

    Нападение на правозащитников и журналистов вечером 9 марта близ административной границы Чечни и Ингушетии расценили, как недопустимое хулиганство. У молодых людей, вооруженных палками, по всей видимости, была задача – напугать. Кем была поставлена такая задача, и кто скрывался за масками, предстоит выяснить правоохранителям.
    Президент России Владимир Путин поручил Министерству внутренних дел выяснить все обстоятельства произошедшего и дать правовую оценку. Об этом сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Ранее он заявил: «Насколько мы понимаем, опасности были подвергнуты жизни людей, это абсолютно неприемлемо. Мы рассчитываем, что правоохранительные органы примут самые действенные меры для поиска и нахождения виновных в этом нападении».

    Глава Ингушетии считает нападение на журналистов и правозащитников провокацией. Юнус-Бек Евкуров заявил: «Безусловно, это провокация. Правозащитники и журналисты должны иметь возможность беспрепятственно осуществлять свою деятельность». Он подчеркнул, что правоохранительные органы примут все меры для поиска и задержания виновных в этом хулиганском инциденте, тем более соответствующее поручение дал Президент России Владимир Путин.

    Вместе с тем Юнус-Бек Евкуров обратил внимание на необъективность некоторых СМИ в своих сообщениях, касающихся деятельности Комитета против пыток на территории Ингушетии.

    — Насколько мне известно, в республике не было штаб-квартиры этой организации, как об этом пишут в средствах массовой информации. Кроме того, правозащитники не поддерживали никаких отношений со своими коллегами из Ингушетии. Не было у них контактов и с журналистами, хотя и власти республики, и журналистское сообщество, и уж тем более уполномоченный по правам человека в Ингушетии открыты для общения. А на каком основании представители Комитета по предотвращению пыток снимали жилье в республике, проверяют местные власти, — отметил Глава региона.

    О том, что со стороны представителей комитета не было никаких попыток установить контакт, отметил в интервью нашей газете уполномоченный по правам человека в Ингушетии Джамбулат Оздоев.

    — Я только накануне узнал, что сводный мобильный отряд комитета находится на территории Ингушетии, хотя я лично знаком с Игорем Каляпиным и его коллегами. Мы не раз встречались, когда уполномоченным по правам человека в России на федеральном уровне проводились различные мероприятия, и обменивались мнением по той или иной ситуации. То, что они в республике сняли частный дом, мне не было известно, — заявил он в четверг, 10 марта.

    Уполномоченный выразил возмущение по поводу нападения на правозащитников и журналистов.

    — Мы живем в правовом обществе, и любые спорные ситуации нужно решать исходя из этого. Если у кого-то были претензии к действиям Комитета против пыток – недовольство, несогласие с выводами правозащитников, то нужно было решать вопросы цивилизованными методами, через суд, но никак не путем нападения, избиения людей, поджога автотранспорта, — подчеркнул Джамбулат Оздоев.

    Напомним, 9 марта около 19 часов 30 минут на 595 км федеральной трассы «Кавказ», в районе городского поселения Сунжа, неустановленными лицами на легковых автомобилях был остановлен микроавтобус, в котором находились правозащитники и журналисты, которые возвращались в гостиницу города Грозного, после поездки в города Беслан Северной Осетии и Карабулак Ингушетии. В результате нападения шесть пострадавших были госпитализированы в Сунженскую центральную больницу, одна из них – переводчица – отказалась от госпитализации, микроавтобусу были причинены повреждения. Также в машине сгорели личные вещи пассажиров, в том числе телефоны и видеокамеры. Врачи оценили состояние пострадавших как удовлетворительное, отметив, что пациенты испытали серьезный психологический шок.

    По информации МВД по Ингушетии, возбуждено уголовное дело по статьям 167 и 123 – «умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества» и «хулиганство». На место происшествия выезжал министр внутренних дел по республике Александр Трофимов, который возглавил следственно-оперативную группу.

    Секретарь Совета безопасности республики Ахмед Дзейтов сообщил журналистам, что нападение было совершено между выездными постами Чечни и Ингушетии. Специально было выбрано безлюдное место. Злоумышленники просчитали и пути отхода – скрылись по проселочным дорогам. Расследование преступления взял под личный контроль Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

    Корреспондент «Медиазоны», находившийся среди избитых журналистов, отметил, что 8 и 9 марта за машиной Комитета по предотвращению пыток наблюдалась слежка. Почему, заметив это, представители СМИ не обратились в правоохранительные органы – непонятно. Комментариев по этому поводу пока нет.

    По мнению полковника милиции в отставке, председателя Народного собрания Ингушетии Мухарбека Дикажева, нападения на журналистов и правозащитников в районе административной границы Ингушетии с Чечней можно было избежать, если бы они вовремя проинформировали власти о своем маршруте.

    — Напавшие знали, что пострадавшие передвигались без охраны и сопровождения. Я думаю, что этого преступления могло и не быть, если бы организовавшие для журналистов пресс-тур лица известили бы республиканские власти о своих планах. Тогда бы им обеспечили сопровождение, были бы приняты соответствующие меры безопасности, все прошло бы без каких-либо проблем, — отметил спикер республиканского парламента.

    Нападавшие (по разным данным, от 15 до 20 человек) могут быть привлечены к ответственности по двум статьям УК России. Их максимальные санкции предусматривают до 7 лет лишения свободы.