• Закон суров, но это — закон

    174 14

    С 2005 года третье воскресенье ноября отмечается как Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных аварий. Это международное событие призвано привлечь внимание всех людей планеты к печальному факту: во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий ежедневно погибают более трех тысяч человек и около 100 тысяч получают серьезные травмы, каждый год уносит до полутора миллионов жизней. Еще от 20 до 50 миллионов человек получают различного рода травмы. Более 50% всех смертельных исходов вследствие дорожно-транспортных происшествий приходится на возрастную группу от 15 до 44 лет. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий. Большая часть из погибших и пострадавших — молодежь.

    В последние годы нашу республику периодически сотрясают жуткие факты гибели в ДТП целых семей. К этому трудно привыкнуть нормальному человеку. Но природа гомо сапиенс такова, что он, кажется, оправдывает свою беспечность и короткую память печальным афоризмом «история учит тому, что она ничему не учит» или расхожей сентенцией «время лечит».

    Время-то лечит, но душа с «рубцами» зачастую обезображивается. За десять месяцев т.г. на дорогах Ингушетии погибло 64 человека, в т.ч. пятеро детей, более 250 пострадало.

    В руководстве УГИБДД Ингушетии с сожалением констатируют, что основные причины трагических последствий ДТП долгие годы не меняются — это превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, употребление алкоголя, пренебрежение устройствами, обеспечивающими безопасность водителей и пассажиров. Но в основе всех этих причин, как подчеркивается, лежит главная — это низкий уровень культуры и самосознания водителей, их безответственность при управлении автомобилем, являющимся источником повышенной опасности. Самое обидное, что на повышение этой культуры мало влияет периодическое ужесточение законодательных норм. Как тут не вспомнить родное крылатое «суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

    К слову, в середине этого года произошли очередные законодательные изменения, затронувшие самые разные сферы, начиная от ужесточения ответственности водителей за нарушения ПДД и перевода некоторых нарушений из административной в уголовную сферу, заканчивая принципиально новыми правилами поведения автовладельцев на месте дорожно-транспортного происшествия.

    Самой резонансной новеллой, из вступивших в силу 1 июля, стала статья Уголовного кодекса «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию». Она предусматривает до двух лет лишения свободы и до трех лет лишения водительских прав для тех, кто будет задержан в состоянии опьянения за рулем в течение года после предыдущего аналогичного нарушения.

    При этом закон не делает разницы между «доказано» пьяными водителями и гражданами, отказавшимися от медицинского освидетельствования. И в том, и в другом случае повторное задержание в течение года после первого административного наказания будет означать судимость уже по уголовной статье.

    Причем лицо считается подвергнутым административному наказанию до истечения года со дня полного исполнения наказания.

    Другим важным изменением в УК РФ стало ужесточение наказания за тяжелые травмы или гибель людей по вине водителя. Статья УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» получила ряд серьезных дополнений. В частности, с 1 июля в ней предусмотрено дополнительное наказание в виде трудовой дисквалификации: суд имеет право запретить виновнику ДТП занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Кроме того, в статью введена «минимальная планка» наказания. Если в ДТП погиб человек, а виновник был пьян, отныне даже с учетом всех смягчающих обстоятельств он не сможет получить менее двух лет лишения свободы. При гибели двух и более лиц минимум составляет четыре года лишения свободы. Максимальное наказание сохраняется на прежнем уровне — семь и девять лет лишения свободы соответственно. Кроме того, из списка наказаний за эти преступления исключены принудительные работы.

    Отдельно для данной статьи законодатель прописал примечание, согласно которому пьяным признается водитель не только после употребления алкоголя, но также и наркотических или психотропных веществ, а равно и отказавшийся от освидетельствования.

    Существенные изменения сделаны и непосредственно в правилах дорожного движения. Так, введен новый алгоритм действий водителей на месте ДТП. Одно из главных нововведений — возможность обойтись без участия сотрудников полиции или вообще без оформления каких-либо документов.

    Если в ДТП есть пострадавшие или погибшие, фиксировать последствия и оформлять документы по-прежнему могут только сотрудники полиции. Если пострадало только имущество, а оба водителя согласны с причинами аварии и оценкой последствий, то новый регламент допускает упрощенное оформление — путем заполнения водителями бланков страховых извещений, так называемый «Европротокол». Если же у водителей вообще нет необходимости в оформлении документов (например, водители не считают ущерб значительным или готовы ограничиться распиской с обязательством оплатить ущерб), им разрешается по обоюдной договоренности покинуть место ДТП.

    Еще одно принципиальное новшество в правилах — требование к водителям, попавшим в ДТП, убрать автомобили с дороги, если они мешают движению. Это сделано для того, чтобы сократить число пробок, образующихся в окрестностях любой аварии.

    В частности, если в результате ДТП вред причинен только имуществу, по новым правилам водитель обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие. Если же погибли или ранены люди, освободить проезжую часть требуется лишь в случае полного перекрытия движения других транспортных средств.

    В обоих случаях водители предварительно обязаны зафиксировать на фото или на видео положение транспортных средств, полученные повреждения, а также следы и предметы, относящиеся к происшествию.

    Впрочем, ГИБДД пока не намерена наказывать водителей, не исполняющих это требование в ожидании полиции из опасений нарушить картину происшествия: в ведомстве пока ждут, как эта норма будет реализовываться на практике, чтобы разработать для водителей соответствующие рекомендации.

    Новая редакция ПДД обязывает всех пешеходов, оказавшихся ночью на обочинах загородных дорог, надевать на себя значки или браслеты со световозвращающими элементами. Ранее в правилах подобная норма имела только рекомендательный характер.

    Интересное дополнение внесено и в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Отныне к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, но постоянно нарушает скоростной режим, может применяться наказание в виде лишения прав. Это возможно в случае повторного задержания водителя-инвалида за значительное превышение скорости — более 60 километров в час.

    Вступили в силу также новые условия перевозки организованных групп детей численностью более восьми человек в нерейсовых автобусах. Получает законную силу пункт правил, по которому для организованной перевозки группы детей может использоваться только автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет.

    Такой автобус должен и сам соответствовать техническим требованиям к перевозкам детей и должен быть оснащен на «космическом» уровне: аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также тахографом для контроля режима работы и отдыха водителя.

    Надо сказать, что изменения в законодательство, всевозможные поправки в ПДД и КоАП вносятся в последние годы с какой-то пугающей активностью. Только с 2012 года наиболее серьезных изменений было восемь. А есть еще готовые вступить в силу. В частности, с 1 января 2016 года ГИБДД планирует сделать скидку 50% за «скорость» уплаты штрафа: если нарушитель в течение 20 дней заплатит штраф, то сумму ему скостят наполовину. На 21-й день он должен будет уплатить 100-процентную сумму штрафа. Отмечается, что льгота будет недоступна водителям, нарушившим правила движения в нетрезвом виде, виновным в ДТП с пострадавшими и регулярно превышающим скорость.

    Да, можно, конечно, ссылаться на нашу специфическую «неисполняемость» суровых законов. Но лучше следовать латинской мудрости: «Закон суров, но это — закон».