• Жить нужно проще: старые обычаи на новый лад

    dada1

    Жизнь человека сложна и полна противоречий, поэтому и невозможна она без конфликтов, как в обществе, так и в семье, где сосредоточие самых разных характеров и мнений. Разногласия в семье часто приводят к ссоре близких людей, вплоть до превращения их в ярых противников. Среди психологов существуют разные точки зрения – от понимания неизбежности семейных конфликтов, их полезности в определённой степени, до предотвращения и деструктивного разрешения их различными способами. Между тем нашими далёкими предками всё давно уже придумано. Есть обычаи, испытанные столетиями, утверждённые традициями, которые изначально были присущи многим народам, но со временем либо стёрлись, либо претерпели определённую трансформацию, либо искусственно «изъяты» как элемент консерватизма. Но, так или иначе, сохранились они не у всех и не везде.

    Что касается ингушского народа, то обычаи сдерживания, призванные регулировать семейные и общественные отношения, отчасти сохранились, но с каждым днём теряют востребованность. С чем это может быть связано? Наверное, с тем, что многие считают: такие обычаи отягощают нашу жизнь, а жить нужно проще. То есть детям можно сидеть за одним столом с отцом, разговаривать и общаться с ним на равных. Молодым супругам – обмениваться взглядами, разговаривать и шутить друг с другом или ругаться и выяснять отношения в присутствии посторонних. Женившемуся парню – свободно передвигаться и мелькать в первые дни после свадьбы перед старшими родственниками. Засватанной девушке, молодой невесте, уже не прятаться от отца, дяди, брата, как это было раньше. Беременной женщине – не сторониться родственников-мужчин. Молодой маме в присутствии старших брать детей на руки, ласкать их и даже ругать. Отцу уже можно усаживать с собой рядом детей в присутствии посторонних, гостей и родителей, брать их на руки и лестно отзываться об их достоинствах и успехах, не забывая отметить и достоинства своей жены. Можно ходить отцу дома в майке, в трико в присутствии своих детей и пожилых родителей, а там и гостей встречать в таком же виде.

    Можно до бесконечности перечислять то, что практически стало сегодня нормой для многих, если не сказать – большинства, ингушей. «А так выгодно, удобно. Зачем напряги, когда можно проще жить?» Вот оно, мнение большинства, за которым неминуемо следует развал ингушской семьи, на укрепление основ которой, потрачено много сил и времени предшествующими поколениями.

    В принципе, до полной утери традиций остаётся самая малость: тещу посадить за один стол с зятем, а невестку с отцом мужа. А что?

    Но тут, думаю, не пройдёт, уж больно удобный, а самое главное, беспроигрышный вариант. Не зря ведь представители других национальностей особенно ценят у ингушей обычай не встречаться с тещей. Большинство из них уж точно знают, чем это чревато…

    Обычаи, в которых превалирует сдержанность – это не ингушское открытие, сдержанность была присуща всем кавказским народам. Она являет собой уважение и почитание, учтивость и вежливость по отношению друг к другу, старшему, почетному гостю…

    Сегодня наши обычаи практически рассеиваются, хотя в традиционной ингушской семье такие отношения, благо, ещё сохраняются, и блюстители такого миропорядка могут быть уверены в завтрашнем дне, на что вряд ли могут рассчитывать «новаторы» и «изобретатели велосипеда». Хотя…